В целях закрепления чёткой позиции в отношении установления субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления законопроектом вносится изменение в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В тексте самой статьи конкретизируется, кто является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления.
Законопроект «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"»подготовлен в целях реализации постановления Конституционного cуда Российской Федерации от 5 марта 2013 года №5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 "Об утверждении порядка определения планы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"» (далее – постановление №5-П).
Постановлением №5-П положения статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, так как по смыслу указанной статьи Федерального закона, плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Между тем применительно к такому виду негативного воздействия как размещение отходов производства и потребления, действующее нормативно-правовое регулирование не даёт однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно не определено, кто является плательщиком данного платежа – организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии.
При этом возникает ситуация, когда одни хозяйствующие субъекты (ранее вносившие плату) освобождаются от платы за размещение отходов, а другие хозяйствующие субъекты (управляющие компании, специализированные автохозяйства, организации эксплуатирующие объекты размещения отходов), оказывающие услуги первым, назначаются субъектами данной платы.
В целях закрепления чёткой позиции в отношении установления субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления законопроектом вносится изменение в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В тексте самой статьи конкретизируется, кто является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления.
Кроме того, исходя из правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении №5-П, необходимо внести в действующее правовое регулирование изменения, которые обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.
При внесении изменений, предусмотренных законопроектом, будет исключена возможность применения пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированных организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, что обеспечит соблюдение стимулирующей функции данного коэффициента.
Таким образом, будет обеспечено однозначное толкование норм постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 в том числе в части применения пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.