Проекты федеральных законов «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”» подготовлены во исполнение пункта 4 плана-графика подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Проекты федеральных законов «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”» подготовлены во исполнение пункта 4 плана-графика подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее – стратегия), утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р.
Стратегией предусматривается решение следующих задач по совершенствованию формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы:
- поддержание приемлемого соотношения между средними уровнями пенсий и заработных плат;
- оптимизация регулирования индексации пенсий;
- изменение порядка учёта продолжительности страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии, и формирование размера пенсии с учётом трудового вклада работника;
- обеспечение более длительного периода уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав;
- формирование обязательств государства по объёму будущих пенсионных выплат, обеспеченных страховыми взносами.
Одобренные проекты федеральных законов подготовлены в целях изменения действующего порядка формирования пенсионных прав, с тем чтобы это позволило регулировать все основные элементы пенсионного обеспечения граждан и решать обозначенные проблемы.
С 1 января 2015 года предлагается трансформировать трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разделив её на страховую пенсию, основания установления и порядок выплаты которой предусмотрены законопроектом «О страховых пенсиях», и накопительную пенсию, основания установления и порядок выплаты которой предусмотрены законопроектом «О накопительной пенсии».
Законопроектом «О страховых пенсиях» предусматриваются следующие виды страховых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Предусмотрено, что страховая пенсия по старости устанавливается при достижении застрахованными лицами возраста 60 и 55 лет (соответственно для мужчин и для женщин) при наличии страхового стажа не менее 15 лет (минимального стажа уплаты страховых взносов), а также при величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Условия возникновения права на страховую пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца аналогичны действующим условиям возникновения права на трудовую пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца.
В страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается ряд «нестраховых» периодов, перечень которых соответствует перечню «нестраховых» периодов в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
Предусматривается, что размер страховой пенсии по старости будет зависеть:
- от суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, в том числе за «нестраховые» периоды;
- от величины индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий год страхового стажа, рассчитываемой исходя из отношения суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных за этот год за работника, к их нормативному размеру, определяемому как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами;
- от коэффициента повышения страховой пенсии по старости при её назначении позднее установленного возраста;
- от стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчёт и размер которого будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период и ежегодно на 1 апреля устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Размеры страховых пенсий подлежат ежегодной корректировке с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля с учётом изменения стоимости пенсионного коэффициента.
Предусмотрено, что к страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии позднее возникновения права на страховую пенсию размер этой выплаты повышается на соответствующий коэффициент.
Фиксированная выплата к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля с учётом уровня инфляции за прошедший год и с 1 апреля с учётом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации решениями Правительства Российской Федерации.
При переходе к новой пенсионной формуле предлагается в 2014 году осуществить преобразование пенсионных прав граждан, сформированных до 2015 года и отражённых в виде расчётного пенсионного капитала, в определённое количество индивидуальных пенсионных коэффициентов. Индивидуальный пенсионный коэффициент в этом случае рассчитывается путём деления расчётного размера страховой части трудовой пенсии застрахованного лица на стоимость конвертационного пенсионного коэффициента на 1 января 2015 г.ода, величина которого будет определяться по методике, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Кроме того, предусмотрены переходные положения, согласно которым, в частности, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в 2015 году, составляет 6 лет и увеличивается на 1 год до достижения к 2024 году нормативной продолжительности 15 лет.
Законопроектом «О накопительной пенсии» предусмотрено, что накопительная пенсия устанавливается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, при наличии средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части их индивидуального лицевого счета.
Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из суммы средств пенсионных накоплений и ожидаемого периода выплаты этой пенсии (до 1 января 2016 года этот показатель устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев), а с 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты указанной пенсии предлагается ежегодно определять отдельным федеральным законом).
Для лиц, обратившихся за установлением накопительной пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста, предусмотрены льготные условия определения её размера.
Законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О страховых пенсиях” и “О накопительной пенсии”» предлагается упорядочить нормативную правовую базу в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии».
Предлагаемые законопроектами меры обеспечивают достижение целевых ориентиров стратегии и позволяют снизить объём трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации с 2,27% ВВП в 2015 году до 1,17% ВВП в 2030 году.
При этом величина соотношения среднего размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера увеличится с 1,87 в 2015 году до 2,7 в 2030 году
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.