Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» разработан в целях обеспечения эффективной практики применения Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года (далее – Конвенция).
Конвенция, участниками которой к настоящему моменту являются 87 государств, вступила в силу на территории Российской Федерации 1 октября 2011 года (федеральный закон от 31 мая 2011 года №102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»).
Конвенция направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещённых в любое из договаривающихся государств либо незаконно удерживаемых в любом из этих государств, а также на обеспечение того, чтобы права опеки и доступа, предусмотренные законодательством одного договаривающегося государства, эффективно соблюдались в других договаривающихся государствах.
Законопроектом вносится ряд изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации.
В частности, предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) главой, в которой будут определены процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об осуществлении права родителя на возвращение ребёнка.
При рассмотрении дел о возвращении детей на основании международного договора Российской Федерации и об осуществлении на его основании прав доступа законопроектом предусматривается обязательное участие, наряду с органом опеки и попечительства, прокурора для дачи заключения по делу.
С целью координации деятельности по обеспечению скорейшего возвращения детей и для достижения других целей Конвенции в каждом государстве – участнике Конвенции должен быть создан соответствующий центральный орган (далее – Центральный орган).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года №1097 «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» полномочия Центрального органа возложены на Минобрнауки России.
Во исполнение Конвенции и для обеспечения быстроты судебной процедуры предлагается установить сокращённые по сравнению с общими процессуальные сроки направления копий определений суда сторонам и Центральному органу, рассмотрения заявления, сроки на подачу апелляционных и частных жалоб и апелляционного производства.
Для предотвращения односторонних, не согласованных с истцом действий ответчика по перемещению ребёнка, законопроектом предусматривается право суда запретить ответчику изменять место пребывания ребёнка и с этой целью временно ограничить выезд ребёнка из Российской Федерации. В случае неизвестности места пребывания ответчика и (или) ребёнка судом должен объявляться их розыск.
В целях розыска ребёнка, обеспечения исполнения судебных решений о возвращении незаконно перемещённых или незаконно удерживаемых детей, а также осуществлении в их отношении прав доступа законопроектом предлагается внести изменения в федеральный закон «Об исполнительном производстве», федеральный закон «О судебных приставах», закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности».
Предусматривается возможность осуществления розыска ребёнка на стадии исполнения решений суда по указанной категории дел судебными приставами, а также поиска ребёнка частными детективами на договорной основе.
Законопроектом также устанавливаются особенности принудительного исполнения исполнительных документов, содержащих требование о возвращении ребёнка или об осуществлении в его отношении прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать надлежащему исполнению обязательств, вытекающих из Конвенции, качественному и быстрому рассмотрению дел при решении вопроса о возвращении детей, граждан Российской Федерации, незаконно перемещённых или удерживаемых в иностранных государствах, и позволит обеспечить на межгосударственном уровне дополнительные гарантии прав детей и их родителей.
Принятие законопроекта не повлечёт увеличения расходов федерального бюджета.