Анализ деятельности, проведённый Ростехнадзором в 2009–2010 годах, показал, что функция по рассмотрению и утверждению заключения экспертизы промышленной безопасности является избыточной и создаёт необоснованные административные барьеры для бизнеса. В связи с этим законопроектом предлагается отменить процедуры утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности. При этом в целях мониторинга состояния промышленной безопасности и износа оборудования, а также для учёта деятельности экспертных организаций и возможности привлечения их к ответственности (в случае недобросовестного выполнения экспертных работ) законопроектом предлагается возложить на Ростехнадзор обязанность по ведению реестра экспертиз промышленной безопасности без оценки их содержания.
В соответствии с пунктом 53 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, пунктами 1 и 11 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором, этим ведомством представлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях».
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон) заключение экспертизы промышленной безопасности рассматривается и утверждается Ростехнадзором или его территориальным органом.
Анализ деятельности, проведённый Ростехнадзором в 2009–2010 годах, показал, что функция по рассмотрению и утверждению заключения экспертизы промышленной безопасности является избыточной и создаёт необоснованные административные барьеры для бизнеса.
В связи с этим законопроектом предлагается отменить процедуры утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности. При этом в целях мониторинга состояния промышленной безопасности и износа оборудования, а также для учёта деятельности экспертных организаций и возможности привлечения их к ответственности (в случае недобросовестного выполнения экспертных работ) законопроектом предлагается возложить на Ростехнадзор обязанность по ведению реестра экспертиз промышленной безопасности без оценки их содержания.
Законопроектом определяются правовой статус эксперта в области промышленной безопасности, его права и обязанности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить специальной ответственностью за дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложных заключений.
Законопроектом предусмотрено внесение поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на оптимизацию деятельности органов Ростехнадзора в рамках осуществления контрольно-надзорных полномочий и устранение правовых коллизий между различными положениями названного Кодекса (поправки в статьи 23.30 и 23.31). Кроме того, предусматривается привлечение экспертов в области промышленной безопасности к административной ответственности как должностных лиц (поправка в статью 2.4), что обусловлено повышенной общественной опасностью деятельности таких лиц и неэффективностью привлечения их к ответственности в статусе общего субъекта.
Изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены на увеличение срока давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях в области безопасности гидротехнических сооружений, градостроительной деятельности с 2 месяцев до 1 года. В то же время законопроектом предусматриваются изменения в статью 28.7, направленные на установление возможности проведения по перечисленным категориям дел об административных правонарушениях административного расследования. Необходимость внесения данных поправок подтверждена практикой органов Ростехнадзора.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на уточнение процедуры обжалования решений по делам об административных правонарушениях, по которым в качестве санкции может быть применено административное приостановление деятельности или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, в части установления возможности обжалования таких решений в случае нарушения судом первой инстанции норм материального права.