Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации», разработанный во исполнение постановления Конституционного суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года №2-П «По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г.Труновой» внесён Минтрудом России.
КС РФ, признавая положение части восьмой статьи 325 ТК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учётом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.
Этим не исключается правомочие федерального законодателя установить в процессе совершенствования правового регулирования минимальный размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, гарантирующий в равной мере лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возможность реализовать права на отдых и на охрану здоровья либо предусмотреть иные меры, обеспечивающие указанной категории работников возможность использовать отпуск за пределами регионов с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Проектом федерального закона предусматривается установление минимальных размеров компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от источника финансирования работодателя.
Одновременно устаревшая терминология, используемая в Кодексе в отношении организаций, финансируемых из федерального бюджета, приводится в соответствие с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». При этом основные положения статьи 325 Кодекса, устанавливающие размер и условия компенсации расходов лицам, работающим в федеральных органах государственной власти и федеральных государственных учреждениях (провоз багажа до 30 кг, категории членов семьи, периодичность компенсации, оплата за три рабочих дня до отъезда в отпуск, предоставление компенсации по основному месту работы, целевой характер выплаты и др.) оставлены без изменений.
Принятие законопроекта приведёт нормы статьи 325 ТК РФ в соответствие с постановлением КС РФ и обеспечит снятие противоречий в правоприменительной практике по данному вопросу.
Принятие проекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.