Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» (далее – законопроект) подготовлен ФАС России в целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы (утверждён Указом Президента России от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»).
В настоящее время ФАС России выявляет значительное число антиконкурентных решений органов власти. За 2018 год антимонопольным органом выдано 568 предписаний в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, из них 212 предписаний обжалованы в суде, 4 предписания признаны судом недействительными.
Действующей редакцией Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. Вместе с тем приостановление действия предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления в целях устранения нарушений антимонопольного законодательства, создаёт предпосылки к невозможности оперативного устранения выявленных нарушений и, как следствие, созданию неблагоприятных конкурентных условий на соответствующем товарном рынке.
В связи с этим законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом.
По установленному законодательством правилу проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом, что позволяет обеспечить проверяемому лицу защиту своих прав. При этом не допускается предварительное уведомление проверяемого лица о начале внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Проведение внеплановых проверок без уведомления позволяет минимизировать риск сокрытия или уничтожения доказательств совершённого проверяемым лицом антиконкурентного нарушения при наличии такового.
В целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки законопроектом предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений.
Принятие законопроекта будет способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.