Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.
Проекты федеральных законов
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в
части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок,
принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей
финансовых услуг микрофинансовых институтов)» (далее – законопроект 1) и «О
внесении изменений в статью 33333 Налогового кодекса Российской
Федерации в части установления размера государственной пошлины за внесение
сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов» (далее –
законопроект 2) внесены Минфином России.
Законопроекты направлены на совершенствование порядка деятельности некредитных финансовых организаций, предоставляющих займы, а также на пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.
В соответствии с законодательством Банк России проводит мониторинг деятельности микрофинансовых организаций, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ломбардов и кредитных потребительских кооперативов и ежеквартально составляет аналитические обзоры показателей их деятельности.
В целях повышения эффективности контроля со стороны Банка России законопроектом 1 предлагается установить дополнительные требования к субъектам рынка микрофинансирования.
В частности, для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов предусматриваются требования об уточнении их наименования, а также об отсутствии неснятой судимости у лиц, входящих в состав их органов управления. Сельскохозяйственные страховые кооперативы должны будут получить лицензию на операции по взаимному страхованию либо провести реорганизацию или ликвидацию. Для кредитных потребительских кооперативов предусматривается введение территориального, профессионального или социального принципа объединения, а также необходимость уведомления Банка России об открытии их обособленных подразделений. Также регламентируются процедурные вопросы их деятельности, вопросы реорганизации и раскрытия информации о своей деятельности в интернете. Микрофинансовые организации должны будут уточнить своё наименование.
Законопроектом также предлагается регламентировать процедуру допуска ломбардов на финансовый рынок. Предусматривается, что юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения Банком России сведений о нём в государственный реестр ломбардов. Порядок ведения государственного реестра ломбардов предлагается установить по аналогии с порядком ведения государственного реестра микрофинансовых организаций. Регулируются вопросы выдачи ломбардами потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», сдачи в аренду недвижимого имущества и осуществления деятельности банковского платёжного агента.
Кроме того, предусматривается замена свидетельств, выдаваемых Банком России микрофинансовым организациям, выписками из государственного реестра субъектов микрофинансовой деятельности, а также утверждение Банком России формы залогового билета с учётом требований Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».
***
Законопроектом 2 предусмотрено установление государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов в размере 1500 рублей. Такой размер госпошлины идентичен пошлине, уплачиваемой за внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.