Цель законопроектов – обеспечение безопасных условий для детей при организации их отдыха и оздоровления, пресечение незаконной деятельности в этой сфере, повышение ответственности руководителей организаций отдыха и оздоровления детей за качество предоставляемых ими услуг. В частности, предусматривается введение региональных реестров организаций отдыха и оздоровления детей.
Проекты федеральных законов «О
внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации” и признании утратившим силу абзаца восьмого части 3
статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования государственного
регулирования организации отдыха и оздоровления детей”» (далее – законопроект 1)
и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части установления ответственности организаций отдыха детей и
их оздоровления за нарушение требований законодательства Российской Федерации в
сфере организации отдыха и оздоровления детей» (далее – законопроект 2)
разработаны Минпросвещения во исполнение поручения
Президента России по вопросам организации отдыха и оздоровления детей (№Пр-1300
от 6 июля 2016 года, пункт 1). Правительству России было поручено обеспечить
подготовку законодательных и других нормативных актов, регулирующих сферу
организации отдыха и оздоровления детей. В частности, должны быть
конкретизированы полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в
части, касающейся организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение
их безопасности.
Действующей редакцией Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. К полномочиям Минпросвещения России относится обеспечение федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Вместе с тем законодательно не определены механизмы реализации этого полномочия, не установлены способы и порядок его реализации. Таким образом, в настоящее время организации отдыха и оздоровления детей контролируются по различным направлениям различными федеральными органами государственной власти.
В целях повышения качества и безопасности детского отдыха законопроектом 1 предусматривается введение реестров организаций отдыха и оздоровления детей. Эти реестры будут региональными. Предлагается также установить перечень сведений, включаемых в такие реестры. Это позволит подтверждать создание безопасных условий для детей в этих организациях.
Законопроектом предусматривается переходный период до 1 июня 2020 года, после которого организации, сведения о которых не внесены в реестр, будут не вправе оказывать услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей. До этого срока организации должны устранить нарушения, выявленные по итогам контрольных мероприятий.
Полномочия по установлению общих принципов формирования и ведения реестра организаций отдыха и оздоровления детей, по разработке и утверждению типового реестра и требований к организациям, которые проводят мероприятия с группами детей, предлагается закрепить за Минпросвещения России. В частности, речь идёт о походах, экспедициях, слётах и других аналогичных мероприятиях, проводимых на природе.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Федерации предлагается отнести определение регионального уполномоченного органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей и его компетенции; установление порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха и оздоровления детей на территории субъекта Федерации, проверки сведений, представленных организациями для включения в реестр; обеспечение координации деятельности региональных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор и обеспечивающих безопасность людей на водных объектах; взаимодействие с органами исполнительной власти других субъектов Федерации в случае направления детей в организации отдыха и оздоровления детей, находящиеся за пределами этого региона.
Законопроектом 2 предлагается установить административную ответственность за деятельность в сфере отдыха и оздоровления детей осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями, сведения о которых отсутствуют в реестрах.
За такие правонарушения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматривается штраф в размере от 1 млн до 3 млн рублей.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.