Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”» (далее – законопроект) внесён Минюстом России во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2018 года №42-П «По делу о проверке конституционности части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой регионального отделения политической партии “Справедливая Россия” в городе Санкт-Петербурге».
Постановлением Конституционного Суда часть 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, её статьям 32 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 52, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это избирательное объединение или выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию.
Законопроектом предлагается дополнить статью 239 КАС РФ частью 15.1, устанавливающей, что с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов могут обратиться избирательное объединение, выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, которые не были зарегистрированы в результате действий или бездействия должностных лиц избирательной комиссии, препятствовавших их выдвижению или регистрации, установленных вступившим в законную силу судебным актом о признании таких действий незаконными, или кандидат, который не был зарегистрирован в результате таких действий.
Для субъектов правоотношений предлагается определить срок подачи административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов – три месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.
Кроме того, учитывая, что необходимым условием обращения в суд является установление незаконности действий (бездействия), препятствовавших выдвижению или регистрации кандидата, списка кандидатов, законопроектом предлагается предусмотреть сокращённый десятидневный срок для обжалования таких действий (бездействия) избирательной комиссии и её должностных лиц.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.