В целях развития высокотехнологичного производства и стимулирования импортозамещения, законопроектами предлагается усовершенствовать механизм СПИК с переходом от действующего преимущественно инвестиционного механизма на развитие и передачу в достаточном объёме новых технологических компетенций, что предполагает новую модель, процедуры отбора, новые подходы.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» (далее – законопроект 1), «О внесении изменений в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект 2), «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект 3) разработаны Минпромторгом России во исполнение поручения Президента России по итогам Петербургского международного форума, состоявшегося 1–3 июня 2017 года (№Пр-1132 от 14 июня 2017 года, пункт 1) и в соответствии с «дорожной картой» по развитию конкуренции в отраслях экономики (утверждена распоряжением Правительства от 16 августа 2018 года №1697-р).
Механизм специальных инвестиционных контрактов (далее – СПИК) был введён Федеральным законом от 31 декабря 2014 года №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
В целях обеспечения развития высокотехнологичного производства, в том числе для стимулирования импортозамещения, законопроектами предусматривается совершенствование механизма СПИК с переходом от действующего преимущественно инвестиционного механизма на развитие и передачу в достаточном объёме новых технологических компетенций, что предполагает новую модель СПИК, другие процедуры отбора проектов.
Законопроектом 1 предусматривается уточнение предмета СПИК для фиксации необходимости разработки и внедрения передовых технологий. Перечень таких технологий будет утверждаться Правительством России в целях производства промышленной продукции на основе таких технологий в рамках СПИК.
Предлагается ввести конкурсный отбор участников СПИК. При этом предусматривается возможность проведения как открытого, так и закрытого конкурсного отбора. Предлагается также расширить круг участников СПИК, установив обязательное участие в качестве стороны СПИК органов власти всех уровней. Предельные сроки действия СПИК предлагается увеличить до 20 лет, исключив требования по «нижней» границе объёма инвестиций. Налогоплательщикам – участникам СПИК будут предоставляться льготы по налогу на прибыль на весь срок реализации проекта.
Законопроект направлен на увеличение создания добавленной стоимости в экономике с максимальной конкуренцией в процессе его реализации, привлечение долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты, предусматривающие внедрение передовых технологий.
***
Законопроектом 2 предлагается ввести режим, при котором в рамках СПИК будут предоставляться бюджетные субсидии на долгосрочной основе (более чем на один бюджетный период). Аналогичный преференциальный режим действует в отношении институтов, предусмотренных законодательством о государственно-частном партнёрстве и о концессионных соглашениях. Это позволит гарантировать спрос на продукцию, произведённую в соответствии с условиями СПИК, при госзакупках товаров, работ и услуг, а также при закупках в негосударственном секторе.
***
Законопроектом 3 предлагается закрепить возможность применения льготы по налогу на прибыль для организаций, получивших статус налогоплательщика – участника СПИК, в течение всего срока действия контракта. Предлагается также ввести возможность раздельного учёта доходов и расходов, полученных или понесённых от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключён СПИК, и доходов (расходов), полученных (понесённых) при другой деятельности, для целей получения льготы по налогу на прибыль организаций.
Предусматривается раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов, в том числе путём введения в Налоговый кодекс отдельных статей «Налогоплательщики – участники СПИК», «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника СПИК».
Полномочия по разработке методики расчёта совокупного объёма расходов бюджетов для поддержки проекта по СПИК для сопоставления с объёмом капитальных вложений в проект с целью соотнесения объёма поддержки и размера капитальных вложений закрепляются за Минфином России.
Принятие и реализация законопроектов позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов, предусматривающих производство высокотехнологичных видов продукции, создать новые рабочие места, что с учётом мультипликативного эффекта в том числе окажет положительное влияние на доходы регионов.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.