Действующие в настоящее время нормы законодательства о защите прав потребителей имеют общий характер и распространяются на всех потребителей товаров, работ, услуг. В целях защиты прав социально уязвимых категорий потребителей законопроектом предлагается установить административную ответственность за правонарушения, связанные с отказом потребителю в доступе к товарам, работам или услугам по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее соответственно – законопроект, КоАП) подготовлен Минтрудом во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года (№Пр-1004ГС от 25 мая 2017 года, подпункт «б» пункта 1), которым предусматривается установление особых мер защиты прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалидов, лиц пожилого возраста, несовершеннолетних) и административной ответственности за их нарушение.
Действующие в настоящее время нормы законодательства о защите прав потребителей имеют общий характер и распространяются на всех потребителей товаров, работ, услуг. В то же время развитие современного общества обуславливает необходимость усиления защиты прав и интересов потребителей товаров (работ, услуг), находящихся в социально уязвимом положении, имеющих особые потребности, обусловленные ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом, что порождает для них неравные возможности приобретения товаров (работ, услуг) и отстаивания своих потребительских прав. Для этих категорий потребителей не всегда удобен стандартный способ получения информации о товаре, работе, услуге. Не всегда такой потребитель может убедиться в соответствии выбранного им товара, работы или услуги его потребностям способом, привычным для других потребителей. При этом продавцы товаров и исполнители работ, услуг зачастую игнорируют особенности таких людей и не предоставляют им исчерпывающую информацию либо предоставляют недостоверную.
Анализ правоприменительной практики показывает, что для решения этих проблем нужно повысить доступность информации о потребительских свойствах товаров (услуг) и определить удобные для социально уязвимых категорий потребителей способы получения такой информации.
Статьёй 14.8 КоАП предусмотрена административная ответственность за правонарушения в сфере защиты прав потребителей, связанные с обманом потребителей, ограничением доступа к информации о потребительских качествах и свойствах товара, услуги или работы, получением недостоверной информации и т.д.
По данным Роспотребнадзора, в его территориальные органы ежегодно поступает более 20 тыс. обращений от представителей социально уязвимых групп населения в связи с нарушением их потребительских прав. В отдельных субъектах Федерации доля обращений граждан социально уязвимых категорий с жалобами на нарушения в потребительской сфере в общем количестве обращений по таким нарушениям превышает 20%.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить статью 14.8 КоАП новым составом правонарушения, предусматривающим действия, связанные с отказом потребителю в доступе к товарам, работам или услугам по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом. За такие правонарушения предлагается установить административный штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. рублей для юридических лиц.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.