В целях устранения существующей проблемы некорректной системы взаиморасчётов между объектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками законопроектом предлагается наделить Минтранс России полномочием определять список платных услуг, которые в обязательном порядке должны оказываться пассажирам и перевозчикам в зданиях и на территориях объекта транспортной инфраструктуры за счёт юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества, имеющим право заниматься регулярными перевозками по маршруту, включающему такие объекты транспортной инфраструктуры.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – законопроект) разработан Минтрансом России во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Госсовета 22 сентября 2017 года (№Пр-2165ГС от 25 октября 2017 года, подпункт «е» пункта 1) по вопросу определения органа исполнительной власти, уполномоченного на формирование списков обязательных услуг автовокзалов, тарифов и сборов на обязательные платные услуги, а также на утверждение федеральных правил формирования таких тарифов и сборов.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, любому лицу, получившему право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включён этот объект транспортной инфраструктуры. При этом условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, должны быть едиными для всех.
Порядок расчётов, связанных с пассажирскими перевозками, при котором объект транспортной инфраструктуры удерживает с автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей сумму в процентном соотношении от общей суммы, полученной от реализации билетов, а также сумму в процентном соотношении от общей суммы реализации сбора за провоз багажа, является самым распространенным при заключении договоров между указанными сторонами.
Вместе с тем при таком подходе пассажир, следующий по маршруту большей протяжённости с более высокой стоимостью проезда, вынужден оплачивать в общей стоимости перевозки услуги автовокзала в большем размере, чем пассажир, следующий по маршруту меньшей протяжённости, получая при этом на автовокзале такой же объём услуг. Аналогичная ситуация возникает, когда на одном и том же маршруте у разных перевозчиков стоимость билетов может существенно отличаться в зависимости от комфортности транспортного средства.
В целях устранения существующей проблемы некорректной системы взаиморасчётов между объектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками законопроектом предлагается наделить Минтранс России полномочием определять список платных услуг, которые в обязательном порядке должны оказываться пассажирам и перевозчикам в зданиях и на территориях объекта транспортной инфраструктуры за счёт юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества, имеющим право заниматься регулярными перевозками по маршруту, включающему такие объекты транспортной инфраструктуры.
Кроме того, Минтранс России будет устанавливать список тарифов и сборов на обязательные платные услуги и правила их формирования.
Предлагается также установить, что владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается навязывать платные услуги, которые не относятся к платным услугам, и взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.