Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в части создания реестра лиц, которые лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, отстранены от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине. Уточняется также порядок межведомственного обмена сведениями о таких лицах. Это позволит исключить передачу детей на воспитание в семьи граждан, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта “б” пункта 3 статьи 15 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"”» (далее – законопроект) внесён Минпросвещения России.
Семейным кодексом установлен запрет на усыновление ребёнка или назначение его опекуном (попечителем) гражданина, лишённого родительских прав или ограниченного в родительских правах, отстранённого от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, бывшего усыновителя, если усыновление отменено судом по его вине (далее – лица, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями). Вместе с тем анализ практики правоприменения выявил случаи передачи детей под опеку, попечительство или на усыновление таким лицам. Причиной таких случаев является отсутствие механизма обмена между компетентными органами сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 16 апреля 2001 года №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в части создания реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями. Этот реестр предлагается включить в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Предлагается определить список персональных данных таких лиц, сроки внесения информации о них в банк данных, основания прекращения учёта.
Согласно действующей редакции Семейного кодекса выписка из решения суда о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения) в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в органы записи актов гражданского состояния.
Законопроектом предлагается установить обязанность суда направлять такие выписки также в орган опеки и попечительства. Это позволит органам опеки и попечительства вести учёт таких лиц посредством внесения информации в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Сведения о других основаниях, указанных в статьях 127 и 146 Семейного кодекса, по которым граждане не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, уполномоченные органы могут получать из уже существующих баз данных.
Также законопроектом предлагается расширить список обязательной к сбору и обработке информации, содержащейся в банке данных в анкете ребёнка, оставшегося без попечения родителей. В настоящее время в анкете ребёнка, оставшегося без попечения родителей, информация о его образовании и трудоустройстве заполняется в свободной форме и только при наличии у органа опеки и попечительства этих сведений. Таким образом, предлагаемые изменения позволят обеспечить полноту сведений о ребёнке, оставшемся без попечения родителей.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят исключить передачу детей на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.