Законопроект направлен на обеспечение возможности использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами в рамках внешнеторговой деятельности такой формы расчётов, как переводные аккредитивы. Это позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки, обеспечит сближение условий ведения бизнеса в России с международной практикой.
Проект федерального закона «О внесении изменений в
статьи 19 и 23 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном
контроле” (в части
осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с
использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)» (далее – законопроект)
внесён Минфином России.
Федеральным законом от 26 июля 2017 года №212-ФЗ в законодательство были внесены изменения, которыми введено понятие переводного (трансферабельного) аккредитива и установлены правила его использования.
В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый договор, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчётов при таких сделках полностью отвечает переводный (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчётов, надёжно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Законопроект направлен на обеспечение возможности использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами в рамках внешнеторговой деятельности такой формы расчётов, как переводные (трансферабельные) аккредитивы. Это позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.
Законопроектом, в частности, предлагается признать исполнение резидентом обязанности по репатриации выручки, предусмотренной статьёй 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», если он обеспечил получение на свои банковские счета в уполномоченных банках или банках за пределами территории России экспортной выручки в соответствии с условиями заключённых с нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов) или возврат в Россию средств за неполученные товары, работы, услуги за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, взимаемых банками-корреспондентами за операции по переводу денежных средств.
Предлагается также признать, что резидент, который является получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива при расчётах в рамках заключённого с нерезидентом договора, исполнил обязанность по обеспечению получения соответствующих денежных средств, в случае если он обеспечил в предусмотренные договором сроки получение иностранной или российской валюты на свои банковские счета в уполномоченных банках или на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива.
Законопроектом предлагается определить список документов, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчётов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.
Принятие законопроекта повысит гарантии получения российскими поставщиками выручки за поставляемые на экспорт товары, выполненные работы, оказанные услуги и обеспечит сближение условий ведения бизнеса в России с международной практикой в сфере внешнеэкономической деятельности.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.