В целях приведения Кодекса об административных правонарушениях в соответствие с законодательством в сфере социальной защиты инвалидов законопроектом предлагается возложить на Ространснадзор, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор полномочия по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с уклонением от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам, а также по составлению соответствующих протоколов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части
административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения
доступности для инвалидов объектов и услуг» (далее соответственно – законопроект,
КоАП) внесён Минтрудом России.
В целях приведения российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов Федеральным законом от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ были определены обязательные для исполнения требования по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах здравоохранения, культуры, образования, транспорта, связи, ЖКХ, труда и занятости, социального обслуживания.
В связи с этим Федеральным законом от 7 июня 2017 года №116-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которыми полномочия по государственному контролю за соблюдением условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам были возложены на действующие в этих сферах органы контроля: Ространснадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор, Роскомнадзор. Правительство России и высшие исполнительные органы власти субъектов Федерации были наделены полномочиями по включению соответствующих норм в положения об этих органах и утверждению стандартов и регламентов проведения соответствующих видов контроля.
При этом в действующей редакции КоАП до сих пор содержится норма, формально возлагающая функции по привлечению к административной ответственности за уклонение от соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам и услугам во всех сферах на органы социальной защиты. Однако фактически в большинстве сфер (транспорт, связь, культура, ЖКХ, здравоохранение) органы социальной защиты эти функции не выполняют, поскольку не имеют ни соответствующих полномочий, ни правовых механизмов, ни подготовленных специалистов.
Законопроектом предлагается привести КоАП в соответствие с нормами, регулирующими государственный контроль за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, введёнными в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Полномочия по рассмотрению дел о правонарушениях, связанных с уклонением от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам, а также по составлению соответствующих протоколов предлагается возложить на:
- Ространснадзор – за нарушение требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспорта (транспортным средствам) и услугам по перевозке;
- Роскомнадзор – за нарушение требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам и услугам связи;
- Ростехнадзор – за нарушение требований по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения при проектировании и строительстве жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
- Росздравнадзор – за нарушение требований по обеспечению доступа для инвалидов объектов медицинских и фармацевтических организаций и предоставляемых ими услуг;
- Рособрнадзор – за нарушение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов образовательных организаций и предоставляемых ими образовательных услуг.
Аналогичные полномочия предлагается возложить на региональные органы контроля в сфере жилищного и строительного надзора, а также социального обслуживания.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.