В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, в частности, предусматривается дополнение Федерального закона «О гражданской обороне» новыми понятиями, такими как «обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне»; «организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне»; «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов»; «сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения». Уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданской обороне”» (далее – законопроект) подготовлен МЧС России во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года (утверждены Указом Президента России от 20 декабря 2016 года №696) и Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утверждена Указом Президента России от 5 декабря 2016 года №645).
В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, в частности, предусматривается дополнение Федерального закона «О гражданской обороне» новыми понятиями, такими как «обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне»; «организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне»; «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов»; «сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения».
Правительство России предлагается наделить полномочиями по определению порядка функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
В качестве необходимого условия для ведения гражданской обороны на территории России или в отдельных её местностях предлагается установить норму о введении Плана гражданской обороны и защиты населения России в действие решением Президента России.
Уточняются категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной на территории субъектов Федерации. Предлагается установить персональную ответственность высших должностных лиц субъектов Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации), руководителей органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) и руководителей организаций за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Из действующего законодательства исключается норма, устанавливающая необходимость создания и поддержания в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производства и объекты, в зоне действия поражающих факторов которых не ведётся хозяйственная или другая деятельность, а также организациями, эксплуатирующими линейные объекты магистрального трубопроводного транспорта и отнесёнными к производственным объектам I и II классов опасности.
Определяются условия, при которых организации, не имеющие мобилизационного задания и не входящие в перечень организаций, осуществляющих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организации, обеспечивающие выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, могут вместо создания нештатных аварийно-спасательных формирований привлекать для проведения аварийно-спасательных работ профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на договорной основе. Для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, предусматривается необходимость создания таких формирований.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.