Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 года №25-П по делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых гражданин не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью или патронатную семью. Принятие законопроекта создаст правовую основу для принятия судебных решений, обеспечивающих права и законные интересы участников конкретных правоотношений исходя из принципа равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности, в отношении лиц, желающих усыновить ребёнка, но имеющих заболевания, входящие в Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить или удочерить ребёнка, принять его под опеку или попечительство, взять в приёмную или патронатную семью.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан Минпросвещения России во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 года №25-П по делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых гражданин не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью или патронатную семью, в связи с жалобой гражданина К.С. и гражданки Р.С. (далее – заявители).
Согласно действующей редакции подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса усыновителями не могут быть лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребёнка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную или патронатную семью (далее – Перечень заболеваний) утверждён постановлением Правительства России от 14 февраля 2013 года №117. Пункт 2 Перечня заболеваний включает инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
В связи с этими положениями нормативных правовых актов в Конституционный Суд обратились заявители, по мнению которых, оспариваемые ими нормативные положения понимаются в правоприменительной практике как позволяющие отказывать гражданам, страдающим инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекцией и гепатитом С, в усыновлении ребёнка только на основании диагноза без учёта других факторов и тем самым противоречат части 2 статьи 7, части 1 статьи 19, частям 1 и 2 статьи 38 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении обращения Конституционный Суд отметил, что, несмотря на оправданность в целом установленных ограничений, взаимосвязанные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса и пункта 2 Перечня заболеваний в силу своего императивного характера рассматриваются в судебной практике как предполагающие отказ гражданину, намеревающемуся усыновить ребёнка, в удовлетворении заявленного требования при формальном подтверждении одного только факта наличия у него ВИЧ-инфекции или гепатита С.
Тем самым исключается возможность учёта в конкретных жизненных ситуациях всех заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе свидетельствующих (как это имело место в отношении заявителей) о том, что ребёнок уже проживает в семье гражданина, намеревающегося его усыновить, а усыновление позволяет лишь юридически оформить сложившиеся между ними отношения родителя и ребёнка, не увеличивая (ввиду их нахождения в одном жизненном пространстве) риски для его здоровья.
Конституционным Судом взаимосвязанные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Перечня заболеваний признаны несоответствующими части 2 статьи 7, части 1 статьи 19, частям 1 и 2 статьи 38 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения служат основанием для отказа лицу, имеющему ВИЧ-инфекцию или вирус гепатита С, в усыновлении (удочерении) ребёнка, который в силу уже сложившихся семейных отношений проживает с этим лицом, если из установленных судом обстоятельств в их совокупности следует, что усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребёнка.
Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс изменение, согласно которому суд при вынесении решения об усыновлении ребёнка с учётом его интересов и заслуживающих внимания обстоятельств вправе отступить от положения, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса, в случаях когда лицо, желающее усыновить ребёнка и проживающее с ним в силу уже сложившихся обстоятельств, имеет указанные в Перечне заболевания.
Предлагаемое законопроектом решение, таким образом, относится ко всем заболеваниям, входящим в Перечень заболеваний, а не только к ВИЧ-инфекции или вирусу гепатита С, как указано в постановлении Конституционного Суда.
Принятие законопроекта создаст правовую основу для принятия судебных решений, обеспечивающих права и законные интересы участников конкретных правоотношений исходя из принципа равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности, в отношении лиц, желающих усыновить ребёнка, но имеющих заболевания, входящие в Перечень заболеваний.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.