Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 года №24-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
Проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии
Российской Федерации”» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
Законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 года №24-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии производится в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ).
Постановлением Конституционного Суда пункт 1 статьи 7 Федерального закона №52-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нём положение – по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, – допускает отказ выгодоприобретателю, представившему в страховую организацию, уполномоченную по имеющейся у него (сообщённой ему страхователем) информации на осуществление страховой выплаты, а при отсутствии такой информации – страхователю, необходимые для принятия решения об этой выплате документы, в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причинённого его жизни или здоровью, при наступлении страхового случая, предусмотренного этим Федеральным законом, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключён.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрена ответственность федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), не осуществившего обязательное государственное страхование, по выплате сумм, причитающихся выгодоприобретателям по обязательному государственному страхованию. Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о том, что эта норма без регламентации порядка выплаты компенсации страхователем не работает, страхователь не вправе производить самостоятельные выплаты без решения суда. В связи с этим выплата страховых сумм в отсутствие договора обязательного государственного страхования носит затяжной характер.
В связи с этим законопроектом предусматривается комплексное регулирование выплаты компенсации при наличии объективных факторов, связанных с невозможностью заключения договора обязательного страхования.
Предлагается ввести новое правовое регулирование, регламентирующее порядок и условия выплаты компенсаций в случае отсутствия договора обязательного государственного страхования федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), не осуществившим обязательное государственное страхование, лицам, подлежащим такому страхованию.
Предусматривается альтернативный договору обязательного государственного страхования вариант обеспечения федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) материальной защиты жизни и здоровья военнослужащих (сотрудников), в случае возникновения объективных обстоятельств, связанных с невозможностью заключения такого договора. Федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), не осуществившему обязательное государственное страхование, предлагается предоставить возможность выплачивать компенсации выгодоприобретателям в размерах, равных выплатам страховых сумм, предусмотренным Федеральным законом №52-ФЗ. Порядок и условия выплат таких компенсаций будет определяться Правительством России.
Кроме того, законопроектом предусматривается ответственность федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, не осуществившего обязательное государственное страхование, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по выплате компенсаций перед лицами, подлежащими обязательному страхованию, в частности по уплате неустойки в соответствии с требованиями главы 25 Гражданского кодекса.
Для обеспечения непрерывности страхования законопроектом предусмотрено положение о принятии страхователем мер по отбору страховщика не позднее окончания срока действия договора обязательного государственного страхования.
Законопроектом предлагается возложить на страховщика, заключившего договор страхования, в период действия которого застрахованному лицу была установлена более высокая группа инвалидности, обязанность по доплате страховых сумм.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.