Законопроектом предлагается снизить с 8% до 4,8% ставку НДПИ, применяемую при добыче руд редких металлов, образующих собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами, а также редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах. В целях стимулирования добычи отдельных видов редких металлов, имеющих стратегическое значение, предусмотрено применение понижающего коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов. Принятие законопроекта позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов освоения редкометалльных месторождений, организовать дополнительное производство редких металлов, создать новые рабочие места.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи и производства редких металлов)» (далее – законопроект) подготовлен Минприроды во исполнение поручения Президента России по итогам совещания по вопросу развития производства и потребления редкоземельных металлов 29 июля 2016 года (№Пр-1566 от 10 августа 2016 года, подпункт «г» пункта 1).
В настоящее время внутренний спрос российских предприятий на редкие металлы практически полностью удовлетворяется за счёт импорта. Сформированный в стране масштабный минерально-сырьевой потенциал редких металлов не реализуется. Отмечаются высокие потери редких металлов, добываемых попутно с другими видами полезных ископаемых.
Подпрограммой «Развитие производства традиционных и новых материалов» государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» предусмотрено стимулирование добычи редких металлов.
Законопроектом предлагается снизить с 8% до 4,8% ставку налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), применяемую при добыче руд редких металлов, образующих собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами, а также редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах.
В пункте 2 статьи 337 Налогового кодекса предлагается уточнить определение видов полезных ископаемых, представленных товарными рудами редких металлов и редкими металлами.
Предусматривается, что к редким металлам для целей Налогового кодекса будут относиться литий, рубидий, цезий, бериллий, стронций, кадмий, скандий, редкоземельные металлы (иттрий, лантаноиды (лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций), индий, таллий, галлий, титан, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, висмут, селен, теллур, рений. При этом собственных месторождений, за редким исключением, не образуют рубидий, цезий, стронций, кадмий, скандий, индий, таллий, галлий, германий, гафний, ванадий, висмут, селен, теллур, рений.
В целях стимулирования добычи отдельных видов редких металлов, имеющих стратегическое значение, законопроектом предусмотрено применение понижающего коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов, КРМ, равного 0,1. Такой коэффициент будет применяться до истечения 120 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором впервые появились основания для определения налоговой базы по НДПИ, то есть с налогового периода, в котором начата добыча соответствующего полезного ископаемого. Это позволит окупить выполненные инвестиции с минимальной ставкой доходности на инвестированный капитал (10%).
В связи с этим главу 26 Налогового кодекса предлагается дополнить статьёй 3426, регламентирующей порядок определения и применения коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов.
Принятие законопроекта позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов освоения редкометалльных месторождений, организовать дополнительное производство редких металлов, создать новые рабочие места, что с учётом мультипликативного эффекта окажет положительное влияние на доходы соответствующих регионов.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.