Цель законопроекта – создание правовых условий для максимального вовлечения частных инвесторов в сферу сохранения объектов культурного наследия путём заключения с ними концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве. В соответствии с законопроектом к реконструкции объектов культурного наследия будут относиться работы по сохранению объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии. Концессионеры и частные партнёры обязаны будут проводить работы по сохранению объекта культурного наследия с соблюдением требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Принятие законопроекта создаст дополнительные возможности для сохранения и восстановления объектов культурного наследия.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) внесён Минкультуры России.
В настоящее время в Едином государственном реестре объектов культурного наследия зарегистрировано 144 166 объектов культурного наследия, из них 34 311 объектов находятся в неудовлетворительном состоянии, что означает угрозу физической утраты памятников.
Из федерального бюджета систематически выделяются средства на сохранение объектов культурного наследия. Соответствующие ассигнования растут: в 2016 году они составили 5,5 млрд рублей, в 2018-м – уже 9,8 млрд рублей. Это позволило отреставрировать в 2016 году 161 объект, в 2017 году 283 объекта, в 2018 году 240 объектов. Однако в реставрации нуждаются более 34 тыс. объектов, из них примерно 15% приходится на объекты культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности, остальные – в региональной и муниципальной собственности.
Для сохранения всех объектов культурного наследия в стране требуется более 3,5 трлн рублей.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» на основании концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счёт создать или реконструировать определённое этим соглашением имущество. В перечень такого имущества входят в том числе объекты производства и инфраструктуры, железнодорожного и трубопроводного транспорта, гидротехнические сооружения, объекты образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма и другие. Действующее законодательство не выделяет объекты культурного наследия в отдельную группу и предусматривает возможность их передачи по концессии или соглашению о государственно-частном партнёрстве только в рамках общего понятия «объекты культуры».
Законопроектом предлагается расширить перечень объектов концессионного соглашения, включив в него объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии. При этом под неудовлетворительным будет пониматься такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создаёт угрозу его физической утраты. Критерии отнесения к таким объектам определены постановлением Правительства от 29 июня 2015 года №646.
В отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, нельзя будет проводить переустройство на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием.
Одним из существенных условий концессионного соглашения будет обязанность концессионера проводить работы по сохранению объекта культурного наследия с соблюдением требований федерального и регионального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предлагается дополнить нормой об обязательности выполнения охранного обязательства концессионером, которому передан объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии.
В случае невыполнения концессионером работ по сохранению объекта культурного наследия концессионное соглашение может быть расторгнуто по решению суда.
Законопроектом предлагается также установить возможность предоставления объектов культурного наследия на условиях соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве (далее – соглашение) в целях их сохранения.
В соответствии с соглашениями частным партнёрам будут передаваться только такие объекты культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Элементом соглашения должны быть работы по сохранению находящегося в неудовлетворительном состоянии объекта культурного наследия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики его надёжности и безопасности. Частный партнёр в соответствии с соглашением будет обязан отреставрировать объект культурного наследия и приспособить его для современного использования в соответствии с охранным обязательством, а также требованиями федерального и регионального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
При переходе к частному партнёру права собственности на объект культурного наследия требования к его сохранности, установленные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не отменяются. Таким образом, риски физической утраты таких объектов минимизированы.
Концессионер заключает с органами охраны наследия охранное обязательство, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, уголовная ответственность, расторжение самого соглашения.
Принятие законопроекта создаст дополнительные правовые возможности для сохранения и восстановления объектов культурного наследия.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.