Афинская конвенция, которой определяется ответственность перевозчика в международной морской перевозке пассажира и его багажа, была принята 13 декабря 1974 года и вступила в силу 28 апреля 1987 года. Россия участвует в Афинской конвенции как правопреемник СССР. 1 ноября 2002 года в Лондоне был принят Протокол к Афинской конвенции, который вступил в силу 23 апреля 2014 года. Протокол 2002 года внёс существенные изменения в содержание Афинской конвенции. В частности, введено обязательное страхование пассажиров на судах и повышены пределы ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира.
Проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года» (далее соответственно – законопроект, Афинская конвенция) внесён Минтрансом и МИД России.
Афинская конвенция, которой определяется ответственность перевозчика в международной морской перевозке пассажира и его багажа, была принята 13 декабря 1974 года и вступила в силу 28 апреля 1987 года. В 1976 году Афинская конвенция была дополнена Протоколом (далее – Протокол 1976 года). СССР присоединился к Афинской конвенции в 1983 году.
Россия участвует в Афинской конвенции как правопреемник СССР. В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации положения Афинской конвенции составляют основу национальных правил о договоре перевозки пассажиров и их багажа морем.
1 ноября 2002 года в Лондоне был принят Протокол к Афинской конвенции (далее – Протокол 2002 года), который вступил в силу 23 апреля 2014 года. Протокол 2002 года внёс существенные изменения в содержание Афинской конвенции.
В частности, введено обязательное страхование пассажиров на судах и повышены пределы ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира (предел обязательного страхования или другого финансового обеспечения составляет не менее 250 тыс., но не более 400 тыс. расчётных единиц на одного пассажира в каждом конкретном случае).
Установлен предел ответственности по каждому конкретному инциденту за всё время перевозки, а не относительно перевозки в целом.
Введено требование перевозчиков об обеспечении страхования или другом финансовом обеспечении для покрытия гражданской ответственности за вред жизни и здоровью пассажиров судна, перевозящего более 12 пассажиров.
Законопроектом предусматривается присоединение России к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции.
В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» решение о присоединении к Протоколу 2002 года подлежит принятию в форме федерального закона, так как он содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательством.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.