Цель законопроектов – устранение выявленных в правоприменительной практике пробелов в регулировании передачи страхового портфеля с условием компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей
передачи страхового портфеля страховыми организациями» (далее – законопроект
1), «О внесении изменений в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации
в части отнесения средств, которые получены профессиональными объединениями
страховщиков, созданными в соответствии с федеральными законами об обязательных
видах страхования, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности» (далее – законопроект 2)
внесены Минфином России.
Цель законопроектов – устранение выявленных в правоприменительной практике пробелов в регулировании передачи страхового портфеля с условием компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов.
Законопроектом 1 предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Уточняется назначение резервов, формируемых профессиональным объединением страховщиков из средств, полученных ими в виде отчислений страховщиков от страховых премий по договорам обязательного страхования. Уточнение назначения резервов необходимо для последующего отнесения этих средств к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль (соответствующие изменения в статью 251 Налогового кодекса предусмотрены законопроектом 2).
Уточняются также источники компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов при передаче страхового портфеля страховой организации, принимающей этот страховой портфель (далее – управляющая страховая организация).
Кроме того, предусматриваются изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которыми уточняется порядок передачи страхового портфеля на условиях компенсации профессиональным объединением недостающей части активов управляющей страховой организации или управляющим страховым организациям в части:
- выбора профессиональным объединением управляющей страховой организации либо управляющих страховых организаций;
- возможности компенсации профессиональным объединением недостающей части активов исключительно денежными средствами;
- требований к срокам компенсации недостающей части активов;
- распределения недостающей части активов между несколькими управляющими страховыми организациями;
- указания в уведомлении о передаче страхового портфеля страховой организации информации о каждой управляющей страховой организации, а также информации о договорах страхования, передаваемых каждой из управляющих страховых организаций, в случае передачи страхового портфеля нескольким управляющим организациям.
Предлагаемые изменения позволят профессиональным объединениям более активно использовать механизмы передачи страхового портфеля с целью сохранения обязательств перед выгодоприобретателями по договорам обязательного страхования, заключённым страховыми организациями, исключёнными из профессиональных объединений в связи с банкротством либо с отзывом лицензии на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
***
При реализации отдельными профессиональными объединениями права компенсации недостающей части активов управляющей страховой организации было выявлено неоднозначное толкование положений Налогового кодекса в части учёта при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций:
- средств, которые получены отдельным профессиональным объединением и предназначены для компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля управляющей страховой организации;
- средств, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», и предназначены для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных этим Федеральным законом, для компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, а также средств, полученных этим профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесённых в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах.
Эти средства используются отдельными профессиональными объединениями исключительно в целях защиты интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей в случае невозможности исполнения обязательств по договорам страхования заключившей их страховой организацией. Вместе с тем в статье 251 Налогового кодекса прямое указание на то, что такие средства относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, отсутствует.
Законопроектом 2 предлагается устранить этот пробел в законодательстве о налогах и сборах. Пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса предлагается дополнить положениями, устанавливающими, что такие виды доходов профессиональных объединений относятся к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.