Предлагаемые законопроектом изменения в статью 46 Бюджетного кодекса обусловлены разночтением, неоднозначным толкованием и сложностью в практическом применении положений этой статьи. Законопроектом предусматривается установление единого принципа зачисления доходов от штрафов: из какого бюджета финансируется деятельность органа, должностные лица которого налагают штраф, в тот бюджет штраф и должен поступать. Это позволит однозначно определить, в какой бюджет должны поступать штрафы, установленные федеральными законами (КоАП, Уголовным кодексом, Налоговым кодексом и другими), законами субъектов Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
В действующей редакции статьи 46 Бюджетного кодекса (далее – Кодекс) содержатся понятия, которые не определены в законодательстве. Например, «законодательство о государственной власти Российской Федерации», «миграционное законодательство Российской Федерации» и другие. Это приводит к тому, что штрафы за одни и те же административные правонарушения поступают в доходы бюджетов разных публично-правовых образований, учитываются в доходах бюджетов по разным кодам классификации доходов бюджетов.
Также действующая редакция статьи 46 Кодекса не содержит положений о зачислении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платежей, уплачиваемых в целях добровольного возмещения ущерба, причинённого государственному или муниципальному имуществу, вреда окружающей среде (не по искам), что создаёт правовую неопределённость.
Кроме того, в действующей редакции статьи 46 Кодекса существуют разночтения норм о распределении сумм штрафов за нарушение Правил дорожного движения. Так, с одной стороны, в соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 этой статьи суммы штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения должны поступать в бюджеты субъектов Федерации. Вместе с тем суммы административных штрафов, установленных статьёй 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) за нарушение правил движения тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств (объективную сторону состава административных правонарушений, предусмотренных этой статьёй, образуют нарушения правил перевозки грузов, правил буксировки, которые установлены в пунктах 23.1–23.5 Правил дорожного движения), поступают частично в федеральный бюджет и местные бюджеты.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 46 Кодекса, обусловленные разночтением, неоднозначным толкованием и сложностью в практическом применении положений этой статьи.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят однозначно определить, в какой бюджет должны поступать штрафы, установленные федеральными законами (КоАП, Уголовным кодексом, Налоговым кодексом и другими), законами субъектов Федерации, поскольку фактически (за исключением отдельных случаев) предусматривают установление единого принципа зачисления доходов от штрафов: из какого бюджета осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, должностные лица которого налагают штраф, в тот бюджет штраф и должен поступать.
Будут урегулированы вопросы, связанные с зачислением в доходы бюджетов штрафов, неустоек, пеней по договорам гражданско-правового характера, а также платежей, уплачиваемых в целях добровольного возмещения ущерба (вреда). Эти штрафы, неустойки, пени должны будут поступать в доходы бюджетов, когда стороной договора, которой должен быть выплачен штраф, неустойка, пени, является государственный (муниципальный) орган, казённое учреждение.
Предполагается, что администрирование штрафов, налагаемых мировыми судьями, будет осуществлять орган государственной власти субъекта Федерации. Повысится заинтересованность муниципальных органов в выявлении административных правонарушений и направлении соответствующих материалов мировым судьям, поскольку половина штрафа, назначенного в соответствии с КоАП по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьёй, должна будет поступить в доходы бюджета муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением. В местные бюджеты также будут поступать все штрафы за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля.
Повысится точность прогнозирования доходов местных бюджетов от административных штрафов. Количество органов, осуществляющих администрирование соответствующих доходов, уменьшится.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.