Законопроектом предлагается сократить сроки фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы другими более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения. Предлагаемые изменения будут способствовать дальнейшей ресоциализации осуждённых.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 531 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минюстом во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека 8 декабря 2016 года (№Пр-16 от 1 января 2017 года, подпункт «б» пункта 2).
Цель законопроекта – повышение эффективности системы социальной адаптации осуждённых.
Законопроектом предлагается сократить сроки фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы другими более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения.
Предлагаемые изменения обусловлены спецификой наказания в виде принудительных работ, которые являются наиболее тяжким наказанием из всех наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В связи с тем, что условия отбывания этого вида наказания в исправительных центрах под надзором администрации существенно отличаются (в сторону смягчения) от условий отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, предлагаемые изменения будут способствовать дальнейшей ресоциализации осуждённых.
Таким образом, законопроектом предлагается механизм, в соответствии с которым у осуждённого в первую очередь возникает право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами, а в дальнейшем – право на условно-досрочное освобождение.
В соответствии со статьёй 531 Уголовного кодекса принудительные работы заключаются в привлечении осуждённого к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
Из заработной платы осуждённого к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20%.
Предлагаемая законопроектом новелла позволит увеличить число трудоустроенных осуждённых.
В связи с тем, что одним из условий применения условно-досрочного освобождения является возмещение вреда (полностью или частично), причинённого преступлением, предлагаемая законопроектом норма будет способствовать в том числе и более широкому применению условно-досрочного освобождения после удовлетворения требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.