Законопроектом предусматривается закрепление полномочий за Правительством Российской Федерации по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, а также устанавливается единообразный подход к осуществлению процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан Минфином России.
Законопроектом предусматривается закрепление полномочий за Правительством Российской Федерации по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, а также устанавливается единообразный подход к осуществлению процедуры аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года №169-ФЗ) ФМС России при рассмотрении ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста запрашивает в ФНС России сведения, подтверждающие факт государственной регистрации юридического лица, либо в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведения, подтверждающие факт аккредитации филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 1999 года №1419 возложило ответственность за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц на Министерство экономики Российской Федерации. Выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц было возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Вместе с тем в Положении о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №437, указанные полномочия за Министерством не закреплены.
Учитывая, что указанные полномочия не входят и в компетенцию Минюста России, вопрос о федеральном государственном органе, ответственном за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц, фактически остаётся нерешённым, а указанное положение Федерального закона в настоящее время не реализовано.
В соответствии с пунктом 2 протокола от 14 февраля 2013 года №ИШ-ШЗ-22пр уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ответственным за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц, предлагается определить ФНС России. В этой связи Минфину России поручено представить необходимые проекты актов Правительства Российской Федерации по вопросу.
В ходе работы по исполнению указанного поручения Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами власти признано целесообразным закрепить за ФНС России функции по аккредитации не только филиалов, но и представительств иностранных юридических лиц. В этой связи установлена необходимость внесения изменений в том числе в федеральные законы.
С учётом изложенного законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в части установления основных положений об аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление их аккредитации, а также уточнения и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации понятий «иностранное юридическое лицо», «головная организация филиала иностранного юридического лица», «юридический адрес».
Согласно законопроекту на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц возлагается установление порядка аккредитации, утверждение форм и форматов документов, используемых при аккредитации.
Законопроектом предусматриваются положения о ведении уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также об установлении порядка его ведения.
Вносятся изменения в части осуществления контроля за деятельностью иностранных юридических лиц уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 7 июля 1993 года №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» в части исключения функции аккредитации представительств иностранных фирм и организаций Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, а также в Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» в части изменения наименования реестра, упомянутого в части пятой статьи 9, на наименование, употребляемое в законопроекте, – «Государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц».
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.