Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит на законодательном уровне закрепить правовое регулирование института пересмотра по новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу, с позиции принципа правовой определённости, что будет способствовать исключению его иного толкования в правоприменительной деятельности судебных органов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнения оснований пересмотра и последствий отмены судебных постановлений по новым обстоятельствам» (далее – законопроект) подготовлен Минюстом России во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2017 года №24-П.
В соответствии с действующей редакцией пункта 5 части четвёртой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК) к новым обстоятельствам, которые могут служить основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, в том числе относится определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда практики применения правовой нормы, применённой судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда.
Постановлением Конституционного Суда федеральному законодателю поручено внести в гражданское процессуальное законодательство изменения, касающиеся пересмотра по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного постановления по основанию, указанному в пункте 5 части четвёртой статьи 392 ГПК:
- предусмотреть возможность такого пересмотра только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда или Президиума Верховного Суда содержится прямое указание на придание сформулированной в нём правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;
- закрепить недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделёнными отдельными государственными или другими публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении;
- установить процессуальный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с таким новым обстоятельством, как определение (изменение) практики применения правовой нормы, применённой судом в конкретном деле, в постановлении Пленума Верховного Суда или в постановлении Президиума Верховного Суда, принятом по итогам рассмотрения другого дела в порядке надзора.
В связи с этим законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в пункт 5 части четвёртой статьи 392 ГПК.
В части второй статьи 394 ГПК предлагается установить шестимесячный срок, в течение которого допускается пересмотр вынесенного по конкретному делу и вступившего в законную силу судебного постановления в связи с новым обстоятельством, предусмотренным пунктом 5 части четвёртой статьи 392 ГПК, аналогичный сроку, установленному в части 3 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса и части 5 статьи 346 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС). Это будет способствовать единообразию и надлежащему правовому регулированию, а также обеспечивать баланс прав и законных интересов субъектов конкретных правоотношений.
Кроме того, в целях унификации законодательства законопроектом предлагается закрепить в статье 397 ГПК и статье 351 КАС недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение граждан в их правоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями, наделёнными отдельными государственными или другими публичными полномочиями (их должностными лицами), по сравнению с тем, как оно было определено в пересматриваемом судебном постановлении.
Принятие законопроекта позволит закрепить правовое регулирование института пересмотра по новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу, с позиции принципа правовой определённости, что будет способствовать исключению его иного толкования в правоприменительной деятельности судебных органов.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.