Законопроектами предлагается отнести затраты на уничтожение изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности к процессуальным издержкам. Это позволит максимально оперативно производить уничтожение таких товаров в рамках рассмотрения уголовных дел и будет способствовать снижению затрат на их хранение. Предлагаемые меры направлены на сокращение объёмов незаконно ввозимых и реализуемых на территории России товаров лёгкой промышленности, развитие российского производства.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров лёгкой промышленности» (далее соответственно – законопроект 1, КоАП), «О внесении изменений в Федеральный закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации” в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров лёгкой промышленности» (далее – законопроект 2), «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров лёгкой промышленности» (далее – законопроект 3) внесены Минпромторгом России.
Законопроекты разработаны в целях оптимизации предусмотренного законодательством порядка уничтожения изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности. Необходимость такой оптимизации вызвана сложившейся ситуацией, требующей системных усиленных мер противодействия незаконному обороту товаров лёгкой промышленности.
Ситуация в сфере оборота промышленной продукции характеризуется значительными объёмами незаконно ввозимых импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные таможенной статистики, сведения о количестве как изъятых из незаконного оборота промышленных товаров на границе Российской Федерации, так и реализуемых на территории России. При этом наблюдается увеличение объёмов реализации контрафактной продукции.
По экспертным оценкам, объём теневого рынка товаров лёгкой промышленности составляет порядка 1 трлн рублей – 30% суммарного объёма ввозимых и производимых на территории России товаров этой отрасли. Доля поставщиков, использующих схемы серого импорта, оценивается от 20 до 60%, доля продукции, реализуемой с нарушением законодательства о защите интеллектуальной собственности, – 10–20%. Производители одежды и обуви из кожи называют долю 40–50%. Оценка доли производителей, нарушающих законодательство о техническом регулировании, – 45%.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года №195-ФЗ в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса и статьи 29.10 и 32.4 КоАП были включены нормы, согласно которым изъятые из незаконного оборота товары лёгкой промышленности подлежат уничтожению.
Однако на практике реализация этих норм затруднена. В частности, решение суда об уничтожении изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности должно содержать информацию о подлежащих уничтожению товарах с указанием кодов ОКПД 2. При этом не установлен орган, уполномоченный определять и присваивать изъятым из незаконного оборота товарам лёгкой промышленности соответствующие коды ОКПД 2 и которому выделяется финансирование для проведения соответствующих экспертиз. Органы, осуществляющие изъятие из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности, не могут самостоятельно без проведения дополнительных экспертиз присваивать товару коды ОКПД 2.
Уничтожение – одно из самых затратных после хранения имущества составляющих. Вместе с тем такие товары являются предметом или объектом правонарушений или преступлений и подлежат уничтожению. Присвоение кодов такому товару, обращение его в государственную собственность и выделение средств федерального бюджета в целях последующего уничтожения нецелесообразно.
Законопроектами предлагается отнести затраты на уничтожение изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности к процессуальным издержкам.
Расчёт размера таких издержек планируется производить на основе ставок экологического сбора по группе товаров лёгкой промышленности, утверждённых постановлением Правительства от 9 апреля 2016 года №284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортёрами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».
Отнесение затрат на уничтожение изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности к процессуальным издержкам позволит максимально оперативно производить уничтожение таких товаров в рамках рассмотрения уголовных дел и будет способствовать снижению затрат на их хранение.
Законопроектами предусматривается, что порядок уничтожения изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности, в котором будут определены товары лёгкой промышленности для их идентификации осуществляющими изъятие лицами и судами, а также упрощённый порядок их уничтожения будет установлен нормативным правовым актом Правительства России.
Законопроектом 1 предусматривается внесение изменений в КоАП в части неприменения конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.4, статьёй 14.10, частями 2, 3 статьи 14.43, частями 1, 2 статьи 15.12, статьями 16.1–16.3, статьёй 16.7, частью 1 статьи 16.9, частями 1, 2 статьи 16.19, частью 1 статьи 16.20, статьёй 16.21 КоАП.
Также предлагается исключить из КоАП положения о перечне изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности, подлежащих уничтожению. При этом предлагается закрепить обязанность лица, привлечённого к ответственности, возмещать издержки по делам об административных правонарушениях в связи с уничтожением изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности.
Законопроектом 2 предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», признав утратившими силу нормы, регулирующие вопросы уничтожения конфискованных или обращённых в федеральную собственность товаров лёгкой промышленности, предусмотрев простой и понятный порядок уничтожения изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности, который будет устанавливаться Правительством России.
Законопроект 3 содержит нормы об исключении из Уголовно-процессуального кодекса положений о перечне изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности, подлежащих уничтожению. При этом предлагается закрепить обязанность лица, привлечённого к ответственности, возмещать процессуальные издержки, связанные с уничтожением изъятых из незаконного оборота товаров лёгкой промышленности.
Предлагаемые законопроектами меры направлены на сокращение объёмов незаконно ввозимых и реализуемых на территории России товаров лёгкой промышленности, в том числе фальсифицированных и контрафактных, оптимизацию бюджетных расходов на хранение и уничтожение товаров, изъятых из незаконного оборота.
Эти решения в случае их принятия будут способствовать развитию российского производства.
Законопроекты были одобрены на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.