Законопроектами предлагается устранить некоторые носящие технический характер противоречия в законодательстве, касающиеся деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” (в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций)» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части учёта в налоговых органах структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, представительств иностранных религиозных организаций)» (далее – законопроект 2) внесены Минюстом России.
Законопроектом 1 предлагается расширить дополнительным основанием перечень для отказа во внесении сведений о структурных подразделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Предусматривается восполнить пробел в законодательстве в отношении требований к содержанию положения о филиале или представительстве иностранной неправительственной организации.
Согласно Налоговому кодексу постановка на учёт иностранной организации осуществляется в налоговом органе по месту её деятельности на территории России. Организация идентифицируется конкретным адресом. Сведения о месте деятельности структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации с указанием адреса его местонахождения включаются в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Таким образом, постановка на учёт в налоговых органах структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций на основании сведений, сообщаемых в налоговые органы Минюстом России, возможна только при наличии сведений об адресе их нахождения на территории России. Минюст России обязан передать эти сведения в налоговый орган в течение 10 дней. Эта норма установлена в Налоговом кодексе. В то же время в соответствии с пунктом 12 статьи 132 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) руководитель структурного подразделения обязан уведомить уполномоченный орган об адресе (месте нахождения) структурного подразделения не позднее 20 дней со дня внесения в реестр сведений о соответствующем структурном подразделении.
Законопроектом предлагается ликвидировать это несоответствие в законодательстве, установив срок представления структурными подразделениями сведений об адресе их местонахождения в уполномоченный орган – не позднее семи дней.
***
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 и пунктом 11 статьи 132 Федерального закона №7-ФЗ структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее – структурные подразделения) приобретают правоспособность на территории России со дня внесения сведений о них в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее – реестр филиалов и представительств).
Ведение такого реестра отнесено к полномочиям Минюста России. Следовательно, в случае принятия Минюстом России решения об исключении структурного подразделения из реестра филиалов и представительств по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, правоспособность структурного подразделения прекращается. Минюст России уведомляет налоговые органы об исключении структурных подразделений из реестра филиалов и представительств. Однако нормативными правовыми актами в налоговой сфере установлен заявительный порядок снятия с учёта в налоговых органах иностранных организаций, внесённых Минюстом России в реестр филиалов и представительств. Таким образом, исключённые из реестра структурные подразделения состоят на налоговом учёте до момента поступления от них соответствующего заявления в налоговые органы, несмотря на уведомление от Минюста России об их исключении из реестра.
Цель законопроекта 2 – устранить это противоречие в законодательстве, урегулировав порядок снятия с учёта в налоговых органах структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в случае их исключения из реестра филиалов и представительств.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.