Цель законопроекта – формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и дальнем сообщениях, основанной на принципах долгосрочности, комплексности государственного тарифного регулирования, обеспечения условий для привлечения инвестиций в развитие пассажирского железнодорожного транспорта. Реализация законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации пассажирских перевозок, когда государство будет заключать с перевозчиком организационный договор на определённых условиях и компенсировать перевозчику потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности.
Проект федерального закона «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минтрансом во исполнение поручений Президента России по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента по обеспечению пригородного железнодорожного сообщения (№Пр-1331 от 9 июля 2017 года, пункт 2) и по итогам заседания президиума Госсовета 22 сентября 2017 года (№Пр-2165ГС от 25 октября 2017 года, подпункт «а» пункта 1).
Цель законопроекта – формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и дальнем сообщениях, основанной на принципах долгосрочности, комплексности государственного тарифного регулирования, обеспечения условий для привлечения инвестиций в развитие пассажирского железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка не допускается.
Законопроектом в качестве основного механизма организации перевозок предусматривается проведение конкурсов на право заключения договора об организации регулярного пассажирского сообщения (далее – организационный договор), что обеспечит внедрение модели конкуренции «за маршрут».
Организационный договор, закрепляющий взаимные обязательства по организации железнодорожных пассажирских перевозок, будет заключаться не для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, а для перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования. В этой связи законопроект имеет самостоятельный предмет регулирования, отличный от правовых механизмов закупок для государственных и муниципальных нужд.
Посредством заключения организационного договора обеспечивается гармонизация тарифной политики и механизмов субсидирования пассажирских перевозок с отраслевой транспортной политикой.
Экономически обоснованная стоимость транспортного обслуживания, тарифы для населения и первоначальный размер субсидии будут определяться на основании методик в утверждаемом Правительством России порядке и будут являться неотъемлемой частью процедуры формирования государственного заказа путём заключения организационного договора.
Законопроект также направлен на решение задачи дерегулирования пассажирских перевозок, в отношении которых не заключаются организационные договоры. Одной из мер такого дерегулирования является переход к рыночным механизмам ценообразования на основе конкуренции перевозчиков при равном доступе к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Это позволит реализовать модель конкуренции «за маршрут» для пассажирских перевозок, не включённых в организационные договора.
Законопроектом определяются права и обязанности перевозчика и органов государственной власти, что должно обеспечить:
- доступность услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на маршрутах дальнего и пригородного сообщений;
- предоставление гарантированного объёма услуг по перевозке пассажиров на условиях, определяемых государством с учётом фактических потребностей населения в перевозках, уровня потребительских цен и платёжеспособного спроса;
- разграничение сфер ведения и ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации по вопросам организации обслуживания пассажиров в зависимости от вида сообщения: дальнее – сфера ведения и ответственность Федерации, пригородное – сфера ведения и ответственность регионов;
- контроль за надлежащим исполнением условий организационного договора, в том числе за издержками перевозчика при организации транспортного обслуживания.
Предлагаемый законопроектом механизм исключает естественно монопольный характер рынка услуг пассажирских перевозок и обеспечивает поэтапный переход от регулирования пассажирских перевозок в соответствии с законодательством о естественных монополиях к государственному регулированию через заключение организационных договоров с сохранением регулирования услуг по использованию инфраструктуры.
Реализация законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации пассажирских перевозок, когда государство будет заключать организационный договор на определённых условиях и компенсировать перевозчику потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности.
Предполагается, что такая модель позволит обеспечить долгосрочность регулирования, гармонизацию системы тарификации с отраслевой политикой, сокращение субсидий, исключение рисков дублирования маршрутов, определение механизмов финансирования инвестиционных программ на долгосрочный период, применение единых подходов к регулированию в субъектах Федерации.
Систематизация и упорядочение требований к этому виду транспортной деятельности, чёткое разделение полномочий между федеральным и региональным уровнями будут способствовать созданию прозрачной системы государственного регулирования железнодорожных пассажирских перевозок.
Закрепление новых подходов к организации пассажирских перевозок позволит перейти к новой системе взаимоотношений между государством и участниками рынка пассажирских железнодорожных перевозок, которая сможет функционировать независимо от состояния рынка, а также позволит более эффективно решать социальные задачи в сфере транспортного обслуживания населения, повышать качество услуг.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.