Законопроектом предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс, которыми будут закреплены полномочия главного распорядителя бюджетных средств представлять интересы соответствующего публично-правового образования в делах о взыскании денежных средств в порядке регресса с виновных лиц, чьи действия или бездействие повлекли возмещение вреда за счёт казны публично-правового образования. Это позволит повысить эффективность работы по представлению в судах интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по искам о взыскании денежных средств за счёт средств бюджетов всех уровней и исполнения судебных актов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов» (далее соответственно – законопроект, Кодекс) внесён Минфином России.
Цель законопроекта – совершенствование порядка представления интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований в судах по искам о взыскании денежных средств за счёт средств казны Российской Федерации (федерального бюджета), субъекта Федерации и муниципальных образований и исполнения судебных актов.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 158 Кодекса в части закрепления полномочий главного распорядителя бюджетных средств, представлявшего в суде интересы публично-правового образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Кодекса, представлять интересы соответствующего публично-правового образования в делах о взыскании денежных средств в порядке регресса с виновных лиц, чьи действия или бездействие повлекли возмещение вреда за счёт казны публично-правового образования.
Также законопроектом предлагается уточнить полномочия главных распорядителей бюджетных средств по представлению интересов публично-правовых образований в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Полномочия главных распорядителей бюджетных средств по представлению в судах интересов публично-правовых образований закреплены в различных федеральных законах.
Например, в случаях, установленных частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», главные распорядители средств соответствующих бюджетов наравне с финансовыми органами представляют интересы публично-правовых образований по делам о присуждении компенсации за нарушения права на уголовное судопроизводство в разумный срок в досудебном производстве, а также права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят конкретизировать полномочия государственных органов при реализации публично-правовым образованием права регресса, установленного пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса.
Статью 158 Кодекса предлагается дополнить положениями, определяющими полномочия главного распорядителя бюджетных средств выступать в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по заявлениям, искам к публично-правовому образованию о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Предлагаемые изменения статьи 158 Кодекса будут способствовать повышению эффективности работы главных распорядителей бюджетных средств по представлению в судах интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Законопроектом также предлагается внести изменения в статьи 2421 и 2422 Кодекса, касающиеся порядка исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Исполнение таких судебных актов возлагается на Минфин России.
В статье 2422 Кодекса предлагается установить обязанность главных распорядителей (распорядителей) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, муниципальных образований в обязательном порядке представлять в финансовые органы информацию о результатах рассмотрения всех судебных дел о взыскании денежных средств как за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации, казны муниципального образования, так и за счёт средств соответствующего бюджета, по которым главный распорядитель привлечен судом в качестве представителя ответчика либо ответчика, а также информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность работы по представлению в судах интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по искам о взыскании денежных средств за счёт средств бюджетов всех уровней и исполнения судебных актов.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.