Цель законопроекта – формирование эффективного механизма удовлетворения потребностей экономики квалифицированными кадрами со средним профессиональным и высшим образованием, в том числе направленного на приоритетное обеспечение потребности в кадрах тех субъектов Федерации, где региональным рынком труда не может быть восполнен имеющийся дефицит кадров. В договоре о целевом обучении будут устанавливаться срок трудовой деятельности выпускника в организации и срок трудоустройства в эту организацию. В случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения предусматривается штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или местного бюджета, за счёт средств которых обучается гражданин.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения» (далее – законопроект) разработан Минобрнауки России во исполнение решений по итогам совещания о повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма 14 октября 2016 года (№ДМ-П8-6269 от 19 октября 2016 года).
Цель законопроекта – совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 53, 70 и 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ), изложить в новой редакции и с новым наименованием «Целевое обучение» статью 56 и включить новую статью 711 «Особенности приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования».
Новой редакцией статьи 56 понятие целевого приёма заменяется на понятие приёма на целевое обучение и определяется как особенность приёма на обучение по образовательным программам высшего образования. С учётом этого новой статьёй 711 устанавливаются положения по приёму на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Законопроектом в основном сохраняются действующие нормы в части целевого обучения, которое осуществляется на основе договора о целевом обучении между гражданином и заказчиком целевого обучения: федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом. Этот перечень дополняется индивидуальными предпринимателями.
В число условий договора о целевом обучении законопроектом предлагается включить обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении. Это позволит обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления гражданина из образовательной организации ранее завершения срока освоения основной образовательной программы.
Также предлагается ввести новую норму об установлении в договоре о целевом обучении срока трудовой деятельности в организации, определённой договором, но не менее трёх лет, и срока трудоустройства в эту организацию.
При определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении предлагается исходить из возмещения заказчику целевого обучения в полном объёме расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа, как предусмотрено в Федеральном законе №273-ФЗ. Это позволит повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан.
При этом ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина предлагается установить не двукратно размеру социальной поддержки, как в Федеральном законе №273-ФЗ, а в сумме, равной трёхкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой размер компенсации более целесообразен, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.
В перечень вопросов, регулируемых Правительством России, дополнительно планируется включить установление условий определения и изменения места трудовой деятельности, порядка выплаты компенсации заказчиком целевого обучения и возмещения расходов гражданином.
Новой статьёй 711 предлагается установить, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на приём на целевое обучение при условии, что этот договор заключён с заказчиком, который относится к категориям, установленным Федеральным законом №273-ФЗ. Законопроектом дополняется перечень таких категорий. В него предлагается включить:
- организации, включённые в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
- акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
- дочерние хозяйственные общества государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования, акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
- организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с федеральными законами об этих корпорациях.
Приём на целевое обучение будет осуществляться по специальностям и направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством России, в пределах определённой квоты. Такая квота будет устанавливаться Правительством России, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления (в зависимости от источников финансирования контрольных цифр приёма с учётом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей).
Правительство России также предлагается наделить правом устанавливать квоту по конкретным специальностям и направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
К мерам ответственности, возникающей в случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения, в случае использования механизма приёма на целевое обучение законопроектом дополнительно предусматривается штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или местного бюджета, за счёт средств которых обучается гражданин. Штраф будет выплачиваться гражданином или заказчиком целевого обучения в зависимости от того, кем допущено неисполнение обязательств.
Таким образом, предлагаемые законопроектом меры устанавливают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение гражданина.
В статьи 53, 70 и 100 Федерального закона №273-ФЗ вносятся корреспондирующие изменения.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей экономики квалифицированными кадрами со средним профессиональным и высшим образованием, в том числе направленного на приоритетное обеспечение потребности в кадрах тех субъектов Федерации, где региональным рынком труда не может быть восполнен имеющийся дефицит кадров.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.