Принятие законопроекта позволит установить единый порядок подготовки актов Президента России и Правительства России об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при госзакупках, снизит риски определения организаций, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, а также организаций, не обладающих необходимыми производственными возможностями и компетенцией для удовлетворения нужд заказчиков, в качестве единственных поставщиков.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 93 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» (далее – законопроект) подготовлен ФАС России во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 года (№Пр-299 от 16 февраля 2016 года, абзац шестой подпункта «в» пункта 3) и поручения Правительства по итогам обсуждения экономических вопросов 4 июля 2017 года (№ДМ-П36-4617 от 14 июля 2017 года).
Законопроект направлен на совершенствование порядка подготовки проектов актов Президента России и Правительства России об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с действующей редакцией пункта 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, определённых указом или распоряжением Президента России, а также постановлением или распоряжением Правительства России, изданными в соответствии с поручениями Президента России.
При этом законодательством не определён порядок принятия таких решений, в том числе перечень прилагаемых при подготовке проектов актов документов.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 2 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, в соответствии с которыми порядок подготовки таких правовых актов и поручений, а также состав предоставляемых для их подготовки документов и сведений будет устанавливаться Президентом России.
Предусматривается также, что в таких правовых актах должны указываться предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объёму исполнения единственным поставщиком своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно законопроекту эти изменения вступают в силу по истечении трёх месяцев со дня его официального принятия, что позволит заказчикам ознакомиться с новым правовым регулированием.
Принятие законопроекта позволит установить единый порядок подготовки актов Президента России и Правительства России об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при госзакупках, снизит риски определения организаций, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, а также организаций, не обладающих необходимыми производственными возможностями и компетенцией для удовлетворения нужд заказчиков, в качестве единственных поставщиков.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.