Цель законопроектов – повышение эффективности действующего механизма финансового оздоровления кредитных организаций, которым предусматривается использование средств Банка России для финансирования предупреждения банкротства банков. Предлагается, в частности, установить возможность не прекращать право банков предоставлять соответствующие банковские услуги в случае реализации Банком России в отношении них мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости. Предлагается также в этом случае не ограничивать банки в возможности выдавать банковские гарантии для обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом. Внесение в законодательство предлагаемых изменений будет способствовать сохранению ликвидности кредитных организаций и стабильности банковской системы в целом.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект 1), «О внесении изменений в статью 15.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее соответственно – законопроект 2, КоАП), «О внесении изменения в статью 741 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект 3) внесены Минфином России.
Федеральным законом от 1 мая 2017 года №84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок прямого участия Банка России в реализации мер по предупреждению банкротства банков за счёт средств Банка России, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, для восстановления их финансовой устойчивости и сохранения на финансовом рынке участников, соответствующих регулятивным требованиям.
В рамках реализации этого механизма Банк России приобретает не менее 75% обыкновенных акций (долей) санируемого банка, что минимизирует риски, связанные с возможностью неисполнения банком своих обязательств.
В то же время до завершения реализации Банком России мер по предупреждению банкротства банки в течение определённого периода времени могут не соответствовать требованиям отдельных нормативных правовых актов Российской Федерации для целей открытия в них счетов и депозитов отдельными видами юридических лиц, выдачи гарантий и поручительств.
Исключение санируемых банков из числа кредитных организаций, имеющих право обслуживать стратегические предприятия и организации, может привести к снижению ликвидности и ухудшению их финансового состояния, существенно осложнить реализацию действий по предупреждению их банкротства, что не соответствует целям введения нового механизма санации.
Законопроектом 1 предлагается установить возможность не прекращать право банков предоставлять соответствующие банковские услуги в случае реализации Банком России в отношении таких банков мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости.
Внесение предусмотренных законопроектом 1 изменений в действующее законодательство повлечёт необходимость уточнения отдельных положений КоАП. Законопроектом 2 предлагается внести необходимые корреспондирующие изменения в статью 15.39 КоАП.
Кроме того, до завершения реализации Банком России мер по предупреждению банкротства банки в течение определённого периода времени могут не соответствовать требованиям, предъявляемым к банкам, выдающим банковские гарантии для целей обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом (пункты 3 и 9 статьи 741 части первой Налогового кодекса).
Ограничение санируемых банков в возможности выдавать такие банковские гарантии также может привести к снижению ликвидности и ухудшению их финансового состояния, осложнить реализацию действий по предупреждению их банкротства.
Законопроектом 3 предлагается не ограничивать банки в возможности выдавать банковские гарантии для обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом, в случае реализации Банком России мер, направленных на повышение финансовой устойчивости банка.
Принятие законопроектов будет способствовать сохранению ликвидности кредитных организаций и стабильности банковской системы в целом.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.