Законопроект направлен на комплексное системное реформирование сферы государственного и муниципального контроля путём повышения его результативности и эффективности, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций. Законопроектом предусмотрены развитие уже существующего института риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, создание законодательных основ системы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального контроля, определение перечня контрольных мероприятий, в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми субъектами, развёрнутая система гарантий прав граждан и организаций при проведении контрольно-надзорной деятельности, установление закрытого перечня видов федерального, регионального и муниципального контроля.
Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития России в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы (утверждён распоряжением Правительства от 1 апреля 2016 года №559-р).
Законопроект является важнейшим элементом проводимой в настоящее время масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, реализуемой в формате приоритетной программы (паспорт приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года). Проект федерального закона призван закрепить новые принципы и подходы, реализуемые в рамках комплексного системного реформирования сферы государственного и муниципального контроля путем повышения его результативности и эффективности, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.
Законопроектом определяются правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля в России, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы государственного и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций при его проведении.
Предусматривается развитие уже существующего института риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, создание законодательных основ системы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального контроля, определение перечня контрольных мероприятий, в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми субъектами, развёрнутая система гарантий прав граждан и организаций при проведении контрольно-надзорной деятельности, установление закрытого перечня видов федерального, регионального и муниципального контроля.
В законопроекте определяются основные понятия государственного и муниципального контроля, устанавливаются перечень видов государственного и муниципального контроля, требования к процедуре введения новых видов государственного и муниципального контроля.
Устанавливаются также принципы государственного и муниципального контроля. К ним, в частности, относятся принципы законности, результативности, стратегической направленности, эффективности, объективности, независимости, компетентности, информационной открытости и ответственности органов государственного и муниципального контроля.
Предусмотрено обязательное принятие положений о каждом виде государственного и муниципального контроля. Также для каждого вида государственного и муниципального контроля должен утверждаться административный регламент, определяющий административные процедуры и перечень обязательных требований, соблюдение которых относится к предмету соответствующего вида контроля.
Законопроектом предлагается установить отдельное регулирование для каждой из форм контрольных мероприятий (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор)).
Предусмотренная законопроектом система форм и мероприятий государственного и муниципального контроля позволит ввести единые подходы к их использованию для всех видов государственного и муниципального контроля.
В соответствии с законопроектом органам государственного и муниципального контроля будет предоставлена возможность организации совместных (межведомственных) контрольных мероприятий в отношении граждан и организаций.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.