Определён перечень объектов инфраструктуры авиационного и железнодорожного транспорта, которые относятся к особо опасным и технически сложным. Законопроект направлен на оптимизацию строительства объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта общего пользования в части ограничения перечня объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным. Принятие законопроекта будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на строительство объектов инфраструктуры железнодорожного и воздушного транспорта, в том числе средств федерального бюджета.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам» (далее – законопроект) внесён Минтрансом России.
Законопроект направлен на оптимизацию строительства объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта общего пользования в части ограничения перечня объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным.
В соответствии с действующей редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) в перечень особо опасных и технически сложных объектов входят все объекты авиационной инфраструктуры и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Вместе с тем большинство таких объектов не относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
Объекты авиационной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон №384-ФЗ) относятся к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности, что требует дополнительных затрат, в том числе из средств федерального бюджета, при их проектировании, строительстве, проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственном строительном надзоре.
В то же время значительная часть объектов авиационной инфраструктуры представляет собой отдельно расположенные сооружения, в которых размещается аппаратура авиационной электросвязи и радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и другое вспомогательное оборудование. Такие сооружения, как правило, включают один или несколько аппаратных модулей (контейнеров) размерами не более 6x2, 5x2 м, в которых размещается аппаратура, а также антенно-мачтовые устройства высотой до 30 м и глубиной фундамента не более 1–2 м. В подавляющем большинстве случаев такие объекты функционируют без постоянного присутствия персонала, а обслуживаемые объекты – с нахождением дежурной смены в количестве двух человек.
При этом устойчивость функционирования объектов единой системы организации воздушного движения (далее – объекты ЕС ОрВД) для достижения требуемой безопасности полётов обеспечивается в рамках воздушного законодательства путём предъявления специальных требований по надёжности оборудования радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи, проведения его испытаний, сертификации и периодических проверок с использованием специализированных самолётов-лабораторий.
По идентификационным признакам, предусмотренным Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, большинство объектов ЕС ОрВД являются аналогами объектов связи, которые не относятся к особо опасным и технически сложным объектам, за исключением объектов, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 м и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 м (Федеральный закон от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи»).
Частью авиационной инфраструктуры являются также взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки, стоянки, которые в свою очередь относятся к плоскостным сооружениям.
Значительная часть объектов авиационной инфраструктуры воздушного транспорта, в том числе ЕС ОрВД, не входит в перечень опасных производственных объектов, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и не содержит в своём составе зданий и сооружений, разрушение которых может повлечь катастрофические или масштабные последствия для населения и окружающей среды.
Таким образом, отнесение всех объектов авиационной инфраструктуры, в том числе объектов ОрВД, к особо опасным и технически сложным избыточно.
Законопроектом предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс, которые позволят определить перечень объектов авиационной инфраструктуры, относящихся к особо опасным и технически сложным объектам. Также предлагается внести изменения в Воздушный кодекс в части определения перечня особо опасных и технически сложных объектов авиационной инфраструктуры в федеральных авиационных правилах.
В Градостроительном кодексе предлагается понятие «объекты авиационной инфраструктуры» заменить на понятие «объекты инфраструктуры воздушного транспорта», а в Воздушном кодексе ввести понятие «объекты инфраструктуры воздушного транспорта».
***
В соответствии с Федеральным законом №384-ФЗ объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, отнесённые Градостроительным кодексом к особо опасным, технически сложным, необходимо проектировать по нормативам, установленным для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности.
Использующиеся в качестве обязательных для проектирования объектов путевого комплекса железных дорог строительные нормы и правила, в результате обязательного применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384-ФЗ, как и применявшиеся до них нормы, в своей основе уже учитывают необходимость их сооружения как объектов повышенной надёжности, и их нормативные требования содержат соответствующие коэффициенты запаса.
В результате отнесения всех объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта к особо опасным и технически сложным заметно увеличивается объём строительно-монтажных работ и количество используемых материалов, и не только по объектам путевого комплекса железных дорог, но и при возведении административных и санитарно-бытовых зданий, кассовых павильонов, пассажирских платформ и прочих обычных объектов, не задействованных в транспортном процессе и в связи с этим не представляющих особой опасности для их пользователей.
Отнесение всех объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования к особо опасным и технически сложным влечёт необходимость выполнения дополнительных дорогостоящих мероприятий, например, оборудования абсолютно всех зданий и сооружений, включая те же кассовые павильоны и другие малые здания, структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами с выведением информации об их состоянии на пульты управления региональных дежурных МЧС России.
В связи с этим законопроектом предусматриваются изменения в Градостроительный кодекс, которые позволят определить перечень объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, относящихся к особо опасным и технически сложным объектам. Предлагается установить, что уполномоченными федеральными органами исполнительной власти должно выдаваться разрешение на строительство только особо опасных и технически сложных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В отношении других объектов железнодорожной инфраструктуры разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом будет выдаваться органами местного самоуправления.
Федеральный закон от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предлагается дополнить понятием «технически сложные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».
Принятие законопроекта будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на строительство объектов инфраструктуры железнодорожного и воздушного транспорта, в том числе средств федерального бюджета.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.