Законопроект направлен на устранение избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц – резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов, открытых ими в банках за пределами России; расширение перечня разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц – резидентов, открытые ими в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки; установление особенностей выполнения физическими лицами – резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах, открытых в банках за пределами России, а также по представлению отчётов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам таких физических лиц, если срок их пребывания за границей в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней независимо от количества въездов в Россию в этом календарном году.
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном
регулировании и валютном контроле”» (далее – законопроект) внесён Минфином
России.
Анализ правоприменения Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ), определяющего понятие «резидент», выявил неоднозначность его понимания в отношении российских граждан, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Федеральный закон №173-ФЗ относит такую категорию граждан России к нерезидентам в целях проведения валютных операций.
Такое определение затрудняет российским банкам проведение валютных операций по поручениям физических лиц. В соответствии со статьёй 849 Гражданского кодекса операции по списанию средств со счёта должны быть выполнены банком не позднее дня, следующего за днём поступления в банк соответствующего платёжного документа. Таким образом, банк должен определить, является ли физическое лицо резидентом, и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платёжного документа.
Кроме того, при правоприменении этой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз, а также допустимо ли прерывание годичного срока пребывания гражданина России за границей по разным обстоятельствам (краткосрочные поездки в Россию и т.д.).
Также формулировка этой нормы создаёт проблемы для российских банков с определением статуса граждан России, пребывающих в иностранном государстве, с которым у России установлен безвизовый режим въезда и пребывания.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить требование об обязательном представлении физическим лицом – резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учёта резидента об открытии счёта (вклада) с отметкой о принятии уведомления. Отмена этого требования обусловлена подписанием Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. В рамках этого Соглашения налоговые органы Сторон обмениваются информацией о счетах, открытых на их территории резидентами других стран – участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Предлагаемое законопроектом изменение устранит излишнее административное обременение как для физических лиц – резидентов, так и для уполномоченных банков.
***
Статьёй 83 Налогового кодекса установлены требования в отношении налогового учёта организаций и физических лиц в налоговых органах. С целью реализации требований статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ и обеспечения прав физических лиц – резидентов в случае отсутствия у них места учёта в налоговом органе, в том числе по причине отсутствия места жительства (пребывания) на территории России, отсутствия недвижимого имущества на её территории, предлагается установить требования к определению налоговых органов по месту учёта резидентов (юридических и физических лиц) только для целей Федерального закона №173-ФЗ.
***
Законопроектом предусматриваются также отдельные особенности для совершения валютных операций с использованием счетов (вкладов) в банках за пределами России сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях. С учётом этих особенностей часть 5 статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ предлагается дополнить положениями в части использования юридическими и физическими лицами – резидентами своих банковских счетов для получения от нерезидентов сумм, причитающихся в качестве возмещения налога на добавленную стоимость и выплачиваемых компетентными органами государства пребывания таких сотрудников.
***
Также расширяется перечень разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц – резидентов, открытые ими в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки. К таким разрешённым случаям предлагается отнести зачисление денежных средств на счета физических лиц – резидентов, открытые в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки, от следующих операций:
- продажа нерезиденту принадлежащих физическому лицу – резиденту на праве собственности за пределами России транспортных средств;
- продажа нерезиденту принадлежащего физическому лицу – резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, входящего в ОЭСР или ФАТФ, и это иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской Федерацией действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счёт физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.
***
С целью устранения неопределённости в правоприменении в части оплаты физическими лицами – резидентами товаров, работ, услуг на территории России с помощью банковских платёжных карт, эмитированных иностранными банками, за счёт средств, зачисленных на их счета, открытые в банках за пределами России, к которым привязаны эти банковские платёжные карты, предлагается внести соответствующее изменение в часть 6 статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ, предусматривающее возможность такой оплаты.
***
Законопроектом также расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами России, за счёт разрешения всех валютных операций между гражданами, срок пребывания которых за границей в течение календарного года составит более 183 дней.
***
Законопроектом предлагается освободить российских граждан от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах, открытых в банках за пределами России, от ограничений на совершение операций, а также от необходимости представления отчётов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам физических лиц – резидентов, если срок их пребывания за границей в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию России в этом календарном году
В целях устранения избыточных обременений физических лиц – резидентов, связанных с обязанностью представления в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации уведомлений и отчётов о движении средств по счетам в банках, расположенных за границей, в разные сроки, часть 8 статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ предлагается дополнить новой нормой, в соответствии с которой для физических лиц – резидентов устанавливается единый срок представления уведомлений – до 1 июня календарного года, следующего за истекшим календарным годом, если в истекшем календарном году срок их пребывания за пределами России в совокупности составил 183 дня и менее.
Предлагаемый законопроектом совокупный срок пребывания российских граждан за границей (более 183 дней в течение каждого календарного года) определён с учётом анализа возникающих у разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Россию в связи с отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во время каникул и др.), а также с целью сближения правового статуса граждан России, являющихся валютными резидентами, с их статусом налоговых резидентов в соответствии с требованиями статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что постановлением Правительства от 12 декабря 2015 года №1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчётов о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации» установлена обязанность физических лиц – резидентов представлять налоговым органам такие отчёты ежегодно до 1 июня года, следующего за отчётным, предлагается установить срок вступления законопроекта в силу 1 января 2018 года.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.