Законопроектом предлагается определить правовой механизм реализации органами службы занятости их дополнительных мероприятий по содействию занятости инвалидов. Предусматривается, в частности, инициативный характер действий органов службы занятости по оказанию инвалидам помощи и содействию в поиске и сохранении работы. Принятие законопроекта будет способствовать трудоустройству большего числа инвалидов, позволит ежегодно около 23 тысячам инвалидов реализовать трудовые права наравне с другими гражданами посредством организации их сопровождаемого содействия занятости.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» (далее – законопроект) подготовлен Минтрудом России в соответствии с пунктом 31 плана мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (утверждён распоряжением Правительства от 16 июля 2016 года №1506-р), пунктом 11 плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы (утверждён распоряжением Правительства от 10 мая 2017 года №893-р) и протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 9 марта 2017 года №7 (пункт 2 раздела 1).
По состоянию на 1 января 2017 года трудоустроены 32% инвалидов трудоспособного возраста. При этом по направлениям органов службы занятости в 2016 году трудоустроено только 15% от числа инвалидов, находящихся в поиске работы.
Заявительный механизм и действующие меры содействия занятости граждан, приемлемые по отношению к лицам, не имеющим ограничений, являются недостаточными для трудоустройства и закрепления инвалидов на рабочих местах в тех случаях, когда они не получают действенной помощи со стороны органов службы занятости.
Подобные недостатки правового регулирования занятости инвалидов не позволяют в полной мере обеспечить реализацию статьи 27 Конвенции о правах инвалидов, предусматривающей обязанность государств – участников Конвенции принимать, в том числе в законодательном порядке, надлежащие действия по обеспечению реализации трудовых прав инвалидов наравне с другими, по оказанию инвалидам помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы, по содействию в приспособлении рабочих мест для инвалидов.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон) в целях определения правового механизма реализации органами службы занятости дополнительных мероприятий по содействию занятости инвалидов, необходимость которых обусловлена нуждаемостью инвалидов трудоспособного возраста в организационной помощи при решении задач по трудоустройству, профессиональному обучению, закреплению на рабочих местах в связи с ограничениями по здоровью.
Предлагаемыми изменениями предусматривается инициативный характер действий органов службы занятости по оказанию инвалидам помощи и содействию в поиске и сохранении работы.
Предусматривается предоставление органами службы занятости государственной услуги по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов для оказания им индивидуальной помощи в трудоустройстве и трудовой деятельности.
Информация об инвалидах и принятых мерах по организации их сопровождаемого содействия занятости будет содержаться в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
В целях повышения объективности оценки деятельности органов службы занятости по оказанию инвалидам содействия в трудоустройстве Минтруд России наделяется полномочием устанавливать показатели эффективности такой деятельности и проводить ежегодный анализ полученных результатов.
Принятие законопроекта будет способствовать трудоустройству большего числа инвалидов, позволит ежегодно около 23 тысячам инвалидов реализовать трудовые права наравне с другими гражданами посредством организации их сопровождаемого содействия занятости.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.