Законопроектом предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Федерации наряду с федеральными органами исполнительной власти полномочиями по оценке качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг, а территориальные органы Минюста России – полномочиями по принятию решений о признании таких организаций исполнителями общественно полезных услуг и включении их в реестр исполнителей общественно полезных услуг.
Проект
федерального закона «О внесении изменений в статью 314 Федерального
закона “О некоммерческих организациях”» подготовлен Минюстом во исполнение перечня
поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию от 1
декабря 2016 года (№Пр-2346 от 5 декабря 2016 года, подпункт «д» пункта 1).
Федеральным законом от 3 июля 2016 года №287-ФЗ с 1 января 2017 года в законодательство введено понятие некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг (далее – ОПУ).
В соответствии с приоритетными направлениями деятельности в сфере оказания ОПУ (определены Указом Президента России от 8 августа 2016 года №398) постановлением Правительства от 27 октября 2016 года №1096 утверждены перечень ОПУ и критерии оценки качества их оказания социально ориентированными некоммерческими организациями (далее – СОНО).
Согласно действующей редакции Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) качество оказываемых СОНО ОПУ в соответствии с установленными Правительством России критериями должно оцениваться федеральными органами исполнительной власти.
В то же время законодательством, в частности Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», организация предоставления, а также контроля качества оказания отдельных ОПУ возложена на органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Кроме того, Федеральным законом №7-ФЗ полномочия по принятию решений о признании СОНО исполнителями ОПУ и включении таких организаций в реестр исполнителей ОПУ возложены на Минюст России, но не на его территориальные органы.
Такое распределение полномочий по оценке качества оказываемых СОНО ОПУ и ведению реестра некоммерческих организаций – исполнителей ОПУ может повлечь проблемы правоприменения, связанные с отсутствием у федеральных органов исполнительной власти необходимой информации о некоммерческих организациях, оказывающих ОПУ в регионах, представлением документов самими некоммерческими организациями для их включения в реестр исполнителей ОПУ.
В связи с этим законопроектом предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Федерации наряду с федеральными органами исполнительной власти полномочиями по оценке качества оказываемых СОНО ОПУ, а территориальные органы Минюста России – полномочиями по принятию решений о признании СОНО исполнителями ОПУ и включении таких организаций в реестр исполнителей ОПУ.
Принятие и реализация законопроекта будут способствовать сокращению сроков фактического прохождения СОНО процедур, предусмотренных Правилами принятия решения о признании СОНО исполнителем ОПУ (утверждены постановлением Правительства от 26 января 2017 года №89).
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.