Законопроектом предлагается наделить Минтранс России полномочиями по установлению порядка отцепки (прицепки) грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования в ремонт и из ремонта, а также порядка определения платы перевозчику в связи с такой отцепкой по независящей от перевозчика причине. Это будет способствовать улучшению эксплуатационной обстановки на сети железных дорог, увеличению скорости доставки грузов и порожних вагонов, ускорению их оборота, стимулированию приобретения новых вагонов, обладающих улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”» (далее – законопроект) подготовлен Минтрансом России в соответствии с Программой поддержки транспортного машиностроения на 2016 год (утверждена распоряжением Правительства от 21 января 2016 года №57-р).
В настоящее время отмечается рост расходов перевозчика на выполнение операций с неисправными вагонами по отцепке и прицепке их к поездам, а также за груженый пробег вагонов, следующих в текущий ремонт.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10 января 2003 года №17-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав), которыми Минтранс России наделяется полномочиями по установлению порядка отцепки (прицепки) грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования в ремонт и из ремонта, а также порядка определения платы перевозчику в связи с такой отцепкой (прицепкой) по независящей от перевозчика причине.
В настоящее время ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими аварийными ситуациями, включая перерывы в движении поездов, возложена только на грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), перевозчиков, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Владелец вагона, предоставляющий грузоотправителю вагоны для перевозок (оператор железнодорожного подвижного состава), равно как и любой другой владелец вагона, несмотря на отсутствие вытекающих из договора перевозки отношений с перевозчиком, несёт ответственность за надлежащее техническое состояние вагона, и, следовательно, эти лица обязаны возместить расходы перевозчика, возникшие в результате отцепки вагонов, произошедшей по вине владельца вагона.
Законопроектом предлагается включить владельцев железнодорожного подвижного состава в перечень лиц, которые несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с аварийными ситуациями, возникшими по их вине.
Таким образом, будет определена базовая норма об отцепке вагона и лицо, которое будет обязано компенсировать расходы перевозчика, возникшие в результате отцепки.
Законопроект направлен на улучшение эксплуатационной обстановки на сети железных дорог, увеличение скорости доставки грузов и порожних вагонов, ускорение их оборота, стимулирование приобретения новых вагонов, обладающих улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.