Законопроектом предлагается установить возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута. В частности, предлагается определить основания для установления публичного сервитута, соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, правила формирования правоотношений между правообладателем земельного участка и лицом, по ходатайству которого устанавливается публичный сервитут. При этом предусматриваются ограничения по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства. Принятие законопроекта позволит сократить материальные и временные издержки по оформлению прав на земельные участки с целью строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных объектов. При этом будет обеспечено соблюдение баланса частных и публичных интересов при установлении публичного сервитута.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития во исполнение планов мероприятий («дорожных карт») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» (утверждён распоряжением Правительства от 30 июня 2012 года №1144-р), «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (утверждён распоряжением Правительства от 29 июля 2013 года №1336-р) и поручения Президента России по итогам совместного заседания президиума Госсовета и консультативной комиссии Госсовета 12 ноября 2016 года (№Пр-2347ГС от 5 декабря 2016 года, подпункт «а» пункта 1).
Исчисляемый в соответствии с действующим законодательством срок оформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для размещения линейных объектов, составляет около одного года. При этом действующие нормативные правовые акты обязывают организации, которые размещают линейные объекты, проводить строительство (реконструкцию) объектов для технологического присоединения объектов потребителей в срок до четырёх месяцев. Такая разница в сроках приводит к тому, что значительная часть линейных объектов строится с нарушением установленного порядка.
Для решения существующих проблем законопроектом предлагается установить возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута.
Значительную часть линейных объектов (кроме автомобильных и железных дорог) можно разместить на земельном участке, не прерывая текущую хозяйственную деятельность на нём, а значит, нет необходимости образовывать соответствующие земельные участки, прекращать права на них у прежних правообладателей, достаточно установить ограничение прав, позволяющее разместить линейный объект. Однако при этом на законодательном уровне должны быть защищены интересы обременённой публичным сервитутом стороны.
Законопроектом, в частности, предлагается в Земельном кодексе определить основания для установления публичного сервитута, соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, правила формирования правоотношений между правообладателем земельного участка и лицом, по ходатайству которого устанавливается публичный сервитут.
Вносимые изменения позволят сократить материальные и временные издержки по оформлению прав на земельные участки с целью строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов. При этом будет обеспечено соблюдение баланса частных и публичных интересов при установлении публичного сервитута. Так, правообладатель земельного участка сохранит все способы защиты своего права на землю: требование платы за установление сервитута на основании рыночной оценки и возмещения убытков, возможность судебного оспаривания, требование выкупа земельного участка в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с разрешённым использованием.
Кроме того, законопроектом предусматриваются ограничения по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства.
Предлагаемый подход не исключает применение всех имеющихся в законодательстве способов информирования населения в целом и конкретных правообладателей земельных участков о будущем размещении на определённых территориях тех или иных объектов. Так, в частности, в настоящее время линейные объекты государственного и муниципального значения отображаются в документах территориального планирования поселений и городских округов (статья 23 Градостроительного кодекса), которые подлежат обсуждению на публичных слушаниях (статья 28 Градостроительного кодекса).
Кроме того, строительство линейных объектов будет вестись в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, которая также, как правило, подлежит обсуждению на публичных слушаниях (статья 46 Градостроительного кодекса).
Оформление прав на земельные участки позволит снизить издержки линейных компаний, сдержать рост их тарифов, увеличить деловую активность (в связи со значительным упрощением и удешевлением технического подключения).
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.