В условиях отсутствующего в настоящее время и не прогнозируемого в кратко- и среднесрочной перспективе дефицита электрической энергии и мощности в энергетической системе России в целом разработка на нормативном уровне мер по компенсации такого дефицита неактуальна. Законопроектом предлагается в Федеральном законе «Об электроэнергетике» исключить нормы, регламентирующие особенности работы в Единой энергетической системе России потребителей с управляемой нагрузкой.
Проект федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” в части совершенствования требований к потребителям с
управляемой нагрузкой» (далее –
законопроект) внесён
Минэнерго России.
Распоряжением Правительства от 4 мая 2008 года №607-р Минэнерго, Минэкономразвития, ФСТ, ФАС России с участием госкорпорации «Росатом» была поручена разработка правил оказания услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России (далее – ЕЭС России) из аварийных ситуаций.
Актуальность разработки таких правил была определена при разработке Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ), где предусмотрена возможность использования таких услуг в качестве механизма снижения объёма потребления электрической энергии как альтернативы развития энергетической инфраструктуры в условиях непокрываемого спроса на электрическую энергию и кризиса неплатежей за потреблённую электроэнергию. Потребители электроэнергии, имеющие возможность регулировать нагрузку и снижать потребляемую мощность, называются потребителями с управляемой нагрузкой. Это категория потребителей, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии, надёжность работы ЕЭС России и оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций.
С момента установления этих положений в электроэнергетике и в экономике в целом произошли изменения. Создана система финансовых расчётов на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Прекратились связанные с неплатежами перебои в поставках топлива на электростанции, приводившие к необходимости ограничений потребителей. Были введены новые генерирующие мощности.
В условиях отсутствующего в настоящее время и не прогнозируемого в кратко- и среднесрочной перспективе дефицита электрической энергии и мощности в ЕЭС России в целом разработка на нормативном уровне мер по компенсации такого дефицита неактуальна. Системный оператор на сегодняшний день обладает необходимым инструментарием, позволяющим ему эффективно выполнять функции по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в ЕЭС России (балансирующий рынок, возможность изменения загрузки генерирующего оборудования по команде диспетчера, автоматическое противоаварийное управление и т.д.). Создание для этих целей дополнительного рыночного механизма в настоящее время не требуется.
Законопроектом предлагается в Федеральном законе №35-ФЗ исключить нормы, регламентирующие особенности работы в ЕЭС России потребителей электроэнергии с управляемой нагрузкой.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.