Принятие законопроекта позволит установить в отношении объектов обустройства морских месторождений, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также на российском участке дна Каспийского моря, единый порядок учёта и регистрации прав, учитывающий специфику таких объектов и их расположения, при этом не затрагивая международно-правовой статус Каспийского моря.
Проект федерального закона «О регистрации расположенных на российском участке дна Каспийского моря искусственных островов, установок, сооружений и прав на них и внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”» (далее – законопроект) внесён Минэкономразвития России.
Искусственные острова, установки и сооружения носят характер временных сооружений и не отвечают требованиям, предъявляемым к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В настоящее время регистрация таких объектов, расположенных на российском континентальном шельфе, проводится в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Правилами регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них (утверждены постановлением Правительства от 25 июля 2015 года №760, далее – постановление №760).
Законопроектом предлагается распространить предусмотренный постановлением №760 порядок регистрации на объекты обустройства морских месторождений углеводородного сырья, расположенные во внутренних морских водах, территориальном море, на российском участке дна Каспийского моря, на лицензионных участках недр, не затрагивая вопросы правового статуса российского участка дна Каспийского моря.
Учитывая особый правовой статус Каспийского моря, не регламентируемый нормами международного морского права (в частности, Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года), а также в связи с отсутствием в нём «традиционных» морских пространств, таких как территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, необходим особый подход к регистрации объектов обустройства морских месторождений, который не затрагивает правовой статус Каспийского моря.
Соответствующие изменения предлагается внести в статью 16 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Предлагаемый законопроектом подход позволит установить в отношении объектов обустройства морских месторождений, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также на российском участке дна Каспийского моря, единый порядок учёта и регистрации прав, учитывающий специфику таких объектов и их расположения, при этом не затрагивая международно-правовой статус Каспийского моря.
Законопроект будет
рассмотрен на заседании Правительства.