Законопроектом предлагается установить особенности контроля за соблюдением экологических требований вне рамок государственного строительного надзора в случаях строительства и реконструкции объектов, которые происходят в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах. Кроме того, предлагается усилить административную ответственность за нарушение установленных экологических требований. Это позволит обеспечить экологическую безопасность на всех этапах строительства и реконструкции объектов, оперативно выявлять нарушения экологических требований при строительстве, применять соответствующие меры административного реагирования.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований» (далее – законопроект) подготовлен Минприроды во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета 9 июня 2011 года (№Пр-1742ГС от 20 июня 2011 года, абзац третий подпункта «г» пункта 2).
В настоящее время в соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса федеральный государственный экологический надзор проводится Росприроднадзором в отношении объектов, строительство или реконструкция которых ведутся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Государственный экологический надзор при строительстве и реконструкции таких объектов проводится в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ).
Федеральным законом №294-ФЗ предусматривается, что государственный надзор проводится посредством плановых проверок юридического лица не чаще одного раза в три года, а также внеплановых проверок по следующим основаниям: истечение срока выполнения предписаний об устранении нарушений, поступление информации об угрозе, поручение Президента или Правительства России, требование прокурора.
В то же время не учитываются особенности строительной деятельности (период строительства объектов может составлять менее года, для строительства конкретного объекта может быть образовано отдельное юридическое лицо, районы строительства, реконструкции объектов, в отношении которых осуществляется экологический надзор, характеризуются удалённостью от мест проживания граждан, труднодоступностью, отсутствием в Росприроднадзоре информации о начале строительства).
Таким образом, в связи с применением требований Федерального закона №294-ФЗ к сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства значительное количество объектов оказывается вне государственного экологического надзора.
Кроме того, Градостроительным кодексом предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Росприроднадзору необходимо провести проверку в целях подтверждения соответствия построенного объекта требованиям природоохранного законодательства. Вместе с тем Росприроднадзор не имеет оснований для проведения соответствующей проверки.
Законопроектом предлагается установить особенности контроля за соблюдением экологических требований вне рамок государственного строительного надзора в случаях строительства и реконструкции объектов капитального строительства в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
В частности, при государственном экологическом надзоре предусматриваются особенности организации и проведения проверок, аналогичные установленным законодательством о градостроительной деятельности в отношении государственного строительного надзора.
Кроме того, предлагается усилить административную ответственность за нарушение установленных экологических требований.
Принятие законопроекта позволит обеспечить экологическую безопасность на всех этапах строительства и реконструкции объектов капитального строительства, оперативно выявлять нарушения экологических требований при строительстве, применять соответствующие меры административного реагирования.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.