Законопроектами предлагается установить порядок признания и исполнения приговоров, постановлений судов иностранных государств в части конфискации находящихся на территории России доходов, полученных преступным путём. В частности, определяются подсудность запросов компетентных органов иностранных государств о признании и исполнении приговоров, постановлений судов иностранных государств, органы и лица, которые могут участвовать в судебном заседании при их рассмотрении. Кроме того, устанавливается перечень оснований, при наличии которых российский суд может отказать в исполнении запроса.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в статьи 87 и 104 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее – законопроект 2) внесены Минюстом России.
Законопроекты направлены на совершенствование правового регулирования в сфере международного сотрудничества по вопросам выявления, замораживания, ареста, конфискации и возврата активов.
Исполнение обязательств, предусмотренных международными договорами в этой сфере, прежде всего зависит от наличия в национальном законодательстве государств-участников эффективного конфискационного режима.
Вместе с тем международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, в частности, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года (статьи 11 и 13) возлагают на их участников обязанность обеспечить сотрудничество по исполнению постановлений о конфискации имущества по уголовным делам, принятию необходимых предварительных мер, таких как замораживание или арест имущества, с целью предотвращения любых сделок, передачи или распоряжения имуществом, которое впоследствии может стать объектом запроса о конфискации или объектом удовлетворения этого запроса.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК), в частности его статья 457, позволяет исполнять запросы, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, о производстве в соответствии с международными договорами, международными соглашениями или на основе принципа взаимности процессуальных действий, которые включают в себя такие действия, как наложение ареста на имущество, в том числе наложение ареста на ценные бумаги, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества (статьи 115 и 116 УПК). При этом для отыскания имущества, подлежащего аресту, могут быть произведены, например, обыск и выемка (статьи 182 и 183 УПК).
Вместе с тем раздел XVIII УПК «Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями» не содержит положений, определяющих порядок признания и принудительного исполнения приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путём.
В связи с этим законопроектом 1 предлагается дополнить УПК новой главой, которая устанавливает порядок признания и исполнения приговоров, постановлений судов иностранных государств в части конфискации находящихся на территории России доходов, полученных преступным путём. Под такими доходами понимается имущество, указанное в статье 1041 Уголовного кодекса.
Определяются также подсудность запросов компетентных органов иностранных государств о признании и исполнении приговоров, постановлений судов иностранных государств (далее – запросы), органы и лица, которые могут участвовать в судебном заседании при их рассмотрении.
Кроме того, законопроект устанавливает перечень оснований, при наличии которых российский суд может отказать в исполнении запроса.
В настоящее время российское законодательство об исполнительном производстве не содержит процедуры принудительного исполнения приговора или постановления иностранного суда в части конфискации находящихся на территории России доходов, полученных преступным путём.
В связи с этим законопроектом 2 предлагается внести соответствующие изменения в статьи 87 и 104 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Законопроекты соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям других международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроектов будет способствовать повышению эффективности международного сотрудничества по вопросам противодействия организованной преступности.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.