С учётом имеющихся у работодателей в соответствии с Трудовым кодексом мер дисциплинарного воздействия Минтрансом России совместно с организациями российских судовладельцев и профсоюзов, представляющих интересы моряков, признано достаточным наличие таких мер без применения на судах уставов о дисциплине. Законопроектом предлагается уточнить в Трудовом кодексе, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, если такие положения (уставы) установлены федеральными законами. Принятие законопроекта позволит исключить дублирование и упорядочить применение норм трудового законодательства на морском и внутреннем водном транспорте.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте» (далее – законопроект) внесён Минтрансом России.
В настоящее время у судовладельцев (работодателей) существуют эффективные меры дисциплинарного воздействия, соответствующие рыночным условиям, в том числе меры стимулирования труда. Это позволяет для регулирования дисциплины труда на морском и внутреннем водном транспорте использовать положения, содержащиеся в разделе VIII Трудового кодекса («Трудовой порядок. Дисциплина труда»). Правоприменительная практика на судах российских судоходных компаний показала, что использование других мер дисциплинарного воздействия, чем это предусмотрено Трудовым кодексом, не практикуется или практикуется крайне редко. В этой связи Минтрансом совместно с организациями российских судовладельцев и профсоюзов, представляющих интересы моряков, признано достаточным наличие мер, предусмотренных Трудовым кодексом, без применения на судах уставов о дисциплине.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 330 Трудового кодекса и установить, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом, а также положениями (уставами) о дисциплине, если такие положения (уставы) установлены федеральными законами.
В соответствии со статьями 22 и 192 Трудового кодекса право поощрения работников и применения к ним дисциплинарных взысканий имеет работодатель. Капитан судна, являясь представителем работодателя, обязан создавать условия, необходимые для соблюдения членами экипажа судна дисциплины труда на судне, в частности иметь право применения к членам экипажа судна поощрений за добросовестное выполнение трудовых обязанностей и наложения дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом экипажа по его вине возложенных на него служебных обязанностей.
В связи с этим предусматривается наделение капитана судна правом по согласованию с судовладельцем применять установленные Трудовым кодексом поощрения и взыскания в виде замечания и выговора, а также в случае необходимости отстранять от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна.
Из статей 57 и 67 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статей 28 и 31 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предлагается исключить положения, касающиеся применения на морском и внутреннем водном транспорте уставов, регулирующих дисциплину труда в этих сферах.
Принятие законопроекта позволит упорядочить применение норм трудового законодательства на морском и внутреннем водном транспорте.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.