Предлагается установить, что плата за передачу отчуждаемого под выплату ренты имущества получателя ренты в собственность плательщика ренты должна составлять не менее 20% от кадастровой стоимости отчуждаемого недвижимого имущества, а в случае её отсутствия – от рыночной стоимости такого имущества, определённой независимым оценщиком. Принятие законопроекта направлено на совершенствование правового регулирования рентных отношений в целях защиты прав граждан пожилого возраста на получение пожизненной ренты, а также исключения злоупотреблений при заключении и реализации договоров пожизненной ренты, предусматривающих отчуждение имущества.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования рентных отношений» (далее – законопроект) подготовлен Минюстом во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета о развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста 5 августа 2014 года (№Пр-2159 от 19 сентября 2014 года, подпункт «ж» пункта 1).
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №302-ФЗ правила о государственной регистрации ряда сделок с недвижимым имуществом, в том числе договоров, предусматривающих отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, не подлежат применению к договорам, заключённым после 1 марта 2013 года. В связи с этим предлагается исключить из статьи 584 Гражданского кодекса указание на необходимость государственной регистрации такого договора.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 81 Гражданского кодекса в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определённому лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В соответствии с этим правилом и для обеспечения всеобщего доступа к сведениям об обременении рентой недвижимого имущества предлагается дополнить статью 586 Гражданского кодекса нормой о том, что такое обременение подлежит государственной регистрации с включением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений о виде ренты (постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением) и о сроках (периодичности) её выплаты.
Предлагается установить, что плата за передачу отчуждаемого под выплату ренты имущества получателя ренты в собственность плательщика ренты должна составлять не менее 20% от кадастровой стоимости отчуждаемого недвижимого имущества, а в случае её отсутствия – от рыночной стоимости такого имущества, определённой независимым оценщиком.
Обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать выплату периодических платежей, обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним.
Кроме того, предлагается ввести ограничение, предусматривающее, что плательщиком ренты по договору пожизненного содержания с иждивением могут быть только физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, или некоммерческие организации. Это обусловлено отсутствием возможности обеспечить необходимый контроль за деятельностью коммерческих организаций в сфере рентных отношений.
Принятие законопроекта направлено на совершенствование правового регулирования рентных отношений в целях защиты прав граждан пожилого возраста на получение пожизненной ренты, а также исключения злоупотреблений при заключении и реализации договоров пожизненной ренты, предусматривающих отчуждение имущества.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.