Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, предлагается дополнить Жилищный кодекс нормой, в соответствии с которой уплата собственниками приватизированных жилых помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт не освобождает бывшего наймодателя от обязанности по капитальному ремонту нуждавшихся в нём домов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс
Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минстроем России в
соответствии с Постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года №10-П
по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7
статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса.
Конституционный Суд постановил, что поскольку статьёй 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохранена обязанность по капитальному ремонту нуждавшихся в нём домов (что само по себе не исключает уплату взносов на капитальный ремонт всеми собственниками расположенных в них помещений), федеральный законодатель должен установить механизм исполнения этой обязанности. Такой механизм должен быть согласован с закреплённым в Жилищном кодексе порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Кроме того, должен быть предусмотрен правовой механизм работы региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах перед собственниками помещений в этих домах. В целях дальнейшего повышения открытости, прозрачности и эффективности расходования средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формируемых на счетах региональных операторов, должны быть предусмотрены дополнительные меры по информированию собственников помещений в таких домах и организаций, которые ими управляют, о содержании региональной программы капитального ремонта и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очерёдность проведения капитального ремонта.
В целях установления механизма исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту нуждавшихся в нём домов законопроектом предлагается дополнить статью 169 Жилищного кодекса новой частью 11, в соответствии с которой уплата собственниками приватизированных жилых помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт не освобождает бывшего наймодателя от обязанности по капитальному ремонту нуждавшихся в нём домов.
Законопроектом также предлагается дополнить статью 173 Жилищного кодекса новой частью 51, устанавливающей исключения из общего срока вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте. Предусматривается, что срок вступления в силу такого решения не применяется в случаях, когда решение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора было принято органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 Жилищного кодекса, и при этом решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были приняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведён не был.
Законопроектом также предлагается дополнить статью 178 Жилищного кодекса положениями, устанавливающими:
- обязанность субъекта Федерации принять решение о создании нового регионального оператора с передачей всех функций ранее действовавшего регионального оператора в случае принятия решения о прекращении его деятельности не позднее месяца со дня принятия такого решения;
- универсальное правопреемство нового регионального оператора по всем обязательствам прежнего оператора;
- необходимость перевода всех средств, находящихся у прежнего регионального оператора, на счета нового оператора.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.