Законопроектом предлагается под каботажем понимать перевозки и буксировку не только между российскими морскими портами, но и между морскими портами, другими местами погрузки и выгрузки в России и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе России. Это позволит обеспечить приоритетное право на перевозку и буксировку судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа» (далее соответственно – законопроект, Кодекс) подготовлен Минтрансом России.
В соответствии со статьёй 4 Кодекса под каботажем понимаются перевозка и буксировка между российскими морскими портами, которые осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
В настоящее время законодательство Российской Федерации не регламентирует перевозки и буксировку на территории России, которые начинаются и (или) заканчиваются за пределами границ морского порта, то есть за пределами его территории и акватории.
При этом суда, плавающие под флагом иностранного государства, сохраняют возможность проводить такие работы, так как их деятельность регулируется международными договорами Российской Федерации или в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 года №504.
Вместе с тем Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» российским юридическим лицам (судовладельцам) предоставлено преимущественное право на участие в качестве перевозчиков в работах по соглашению о разделе продукции.
Кроме того, в соответствии со статьями 60 и 80 Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. При этом такие острова, установки и сооружения, расположенные в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, создаются и используются не только в целях реализации соглашений о разделе продукции.
Таким образом, в настоящее время российские перевозчики, осуществляющие перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, не имеют никаких привилегий при перевозках между территорией России и объектами, находящимися под российской исключительной юрисдикцией.
Законопроектом предлагается под каботажем понимать перевозки и буксировку не только между российскими морскими портами, но и между морскими портами и другими местами погрузки и выгрузки в России и (или) искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе России.
Расширение понятия «каботаж» позволит обеспечить приоритетное право на перевозку и буксировку судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.