Законопроект направлен на разрешение ряда практических затруднений при применении Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Первое – информационное сопровождение приватизации. Второе – способ оплаты вознаграждения продавца. В действующем законодательстве предусмотрено несколько источников официального раскрытия информации о приватизации, что затрудняет степень раскрытия информации в каждом конкретном случае. В законопроекте предлагается выделить один сайт, имеющий федеральное значение и специализирующийся на размещении информации о торгах, – сайт torgi.gov.ru. В практике приватизации применяется институт независимых продавцов федерального имущества, однако механизм выплаты вознаграждения из федерального бюджета имеет ряд недостатков. Законопроектом предусматривается переход на оплату вознаграждения продавца за счёт победителя аукциона (или другой формы продажи) отдельно от оплаты им цены продажи имущества.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития России и направлен на разрешение ряда практических затруднений при применении Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). Первое – информационное сопровождение приватизации. Второе – способ оплаты вознаграждения продавца.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года №180-ФЗ в Закон о приватизации были внесены изменения, которые полностью переводят информационное обеспечение приватизации в электронную форму.
Предусмотрено три источника раскрытия информации о приватизации:
- официальные сайты, определённые уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией;
- официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, определённый Правительством;
- сайт продавца государственного или муниципального имущества.
На практике возникает вопрос, как оценить, надлежащим ли образом раскрыта информация о приватизации в каждом конкретном случае при такой множественности источников официального раскрытия информации о приватизации.
В законопроекте предлагается выделить один сайт, имеющий федеральное значение и специализирующийся на размещении информации о торгах, – сайт torgi.gov.ru. Все остальные сайты устанавливаются в качестве дополнительных источников информации о приватизации.
Устанавливается и требование ко времени размещения информации на официальном сайте – не позднее 10 часов утра того дня, когда информация должна размещаться в соответствии с законодательством о приватизации. Подобный принцип успешно применяется при раскрытии информации в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг. Также определяется лицо, ответственное за официальное размещение информационного сообщения, – продавец государственного или муниципального имущества.
С 2010 года в практике приватизации применяется институт независимых продавцов федерального имущества. Этот опыт распространяется и на субъекты Федерации. В будущем продажа имущества через независимые от государства специализированные торговые площадки в классической и электронной форме должна стать основной формой отчуждения имущества на торгах. Преимущества этой формы продажи основаны на наличии мотивации профессионального продавца к достижению максимально высокой цены продажи, поскольку его вознаграждение исчисляется в процентах к сумме цены продажи имущества.
Однако механизм выплаты вознаграждения из федерального бюджета имеет ряд недостатков. Формируются длинные кассовые разрывы между получением продавцом права на продажу имущества и поступлением первых средств от успешных сделок (на практике проходит порядка одного года).
Улучшить эту ситуацию может переход на оплату вознаграждения продавца за счёт победителя аукциона (или другой формы продажи) отдельно от оплаты им цены продажи имущества. Подобная форма оплаты услуг продавца имеет ещё один положительный эффект, а именно сокращение бюджетных расходов на проведение приватизации, поскольку бремя оплаты услуг организатора торгов (продавца) перекладывается с бюджета на победителя торгов.
Предлагаемый механизм вознаграждения независимого продавца применяется в практике продажи высвобождаемого движимого военного имущества. Предложенный механизм вознаграждения продавца упраздняет необходимость планирования в бюджете соответствующих сумм и сокращает расходы на их администрирование, высвобождает средства бюджета, которые иначе были бы связаны в силу их резервирования для оплаты независимых продавцов. Для покупателя такой способ вознаграждения продавца необременителен, потому что общая уплачиваемая сумма соответствует его возможностям приобрести имущество точно так же,как если бы он уплачивал только цену продажи, определённую по итогамторгов.
Бюджетное финансирование расходов на оплату услуг независимого продавца сохранится для особо крупных сделок по приватизации федерального имущества по решениям Правительства, так как в этих случаях имущество не продаётся на торгах, а условия сделок определяются решением Правительства России.
Предлагаются также другие изменения, уточняющие некоторые положения Закона о приватизации.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.