Законопроектом, в частности, предлагается наделить таможенные органы полномочиями по ведению статистики взаимной торговли и привлечению к административной ответственности лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенные органы статистической формы учёта перемещения товаров, либо за представление недостоверных сведений.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза» подготовлен ФТС России.
В соответствии со статьёй 104 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №311-ФЗ) порядок ведения статистики взаимной торговли России с государствами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) определяется Правительством России.
Постановлением Правительства от 29 января 2011 года №40 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – статистическая форма).
Статистическая форма – основной источник для формирования официальной статистической информации о взаимной торговле, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органами исполнительной власти и Правительством России для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платёжного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчёта индексов физического объёма, средних цен и стоимостного объёма, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств Евразийского экономического союза.
Полномочия по сбору статистических форм, обработке содержащихся в них данных, анализу, распространению официальной статистической информации о взаимной торговле распределены между ФТС России и Росстатом. ФТС собирает статистические формы, обрабатывает содержащиеся в них данные и формирует официальную статистическую информацию о взаимной торговле, передаёт её в Росстат. В свою очередь Росстат ведёт статистику взаимной торговли России с государствами ЕАЭС в части предоставления статистической информации заинтересованным пользователям и передачу официальной статистической информации о взаимной торговле в Евразийскую экономическую комиссию.
При этом ФТС России не наделена полномочиями по привлечению к административной ответственности лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенные органы статистических форм либо за представление статистических форм, содержащих недостоверные сведения.
В результате имеет место недоучёт во взаимной торговле.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 12 и 104 Федерального закона №311-ФЗ. Предлагается возложить на ФТС России полномочия по ведению статистики взаимной торговли России с государствами ЕАЭС в полном объёме. Также устанавливается обязанность российского лица, заключившего сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Россию с территорий государств ЕАЭС или вывозятся из неё на территории государств ЕАЭС, представлять статистическую форму учёта перемещения товаров в таможенный орган.
Также законопроектом предлагается внести изменения в КоАП, установив административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учёта перемещения товаров либо представление в отчётности недостоверных сведений.
В частности, такое правонарушение повлечёт наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 10 тыс. до 15 тыс. рублей (за первое нарушение) и от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (за повторное нарушение);
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей (за первое нарушение) и от 50 тыс. до 100 тыс. рублей (за повторное нарушение).
Рассмотрение дел по таким административным правонарушениям будет проводиться таможенными органами.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям других международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит улучшить качество официальной статистической информации о взаимной торговле России с государствами ЕАЭС.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.